Top.Mail.Ru

В Швейцарии открылась выставка скрипок жертв Холокоста

25.08.2010

В швейцарском городе Сион (кантон Вале) открылась выставка "Скрипки надежды", посвященная музыкальным инструментам, на которых играли евреи-заключенные нацистских концлагерей.

В бывшей тюрьме Сиона выставлено шесть скрипок из коллекции мастера и реставратора Амнона Вайнштейна. Собирать инструменты, на которых играли заключенные лагерей, начал еще отец Вайнштейна сразу после Второй мировой войны. Основную часть коллекции составили инструменты созданного в 1936 году Филармонического оркестра Палестины. Дирижер Артуро Тосканини и скрипач Бронислав Губерман, классики исполнительского мастерства, создали оркестр для того, чтобы пригласить в него около 3 тыс. музыкантов и таким образом спасти их от нацистских преследований. Музыканты играли в основном на инструментах, сделанных в Германии. Ненависть ко всему немецкому заставила многих музыкантов выбросить или уничтожить инструменты после окончания войны. Вайнштейн-старший искал и выкупал их.

В 1984 году Амнона Вайнштейна пригласили на конференцию в Дрезден, посвященную немецким музыкальным инструментам, найденным в Израиле. Вайнштейн согласился. За этим последовали предложения устраивать концерты на скрипках из его коллекции. После телевизионных трансляций таких концертов Вайнштейну начали предлагать инструменты, принадлежавшие жертвам нацизма. Как нетрудно догадаться, со многими из них связаны трагические истории. Одна из скрипок в собрании Вайнштейна принадлежала 12-летнему мальчику из еврейского местечка в Белоруссии, семью которого уничтожили фашисты. Прибившись к партизанам, он впечатлил их своим талантом, и партизаны отправили его играть для немцев. Мальчик, естественно, не только развлекал оккупантов, но и перетаскивал динамит в подвалы нацистской казармы. Он погиб в засаде через год после того, как взорвал постройку.

На выставке показаны инструменты из Освенцима, принадлежавшие музыкантам лагерного оркестра. Один из них передан в коллекцию Вайнштайна офицером Американского объединенного еврейского комитета по распределению фондов. Офицер, в свою очередь, получил инструмент от бывшего участника оркестра. "Их заставляли играть, когда сокамерники отправлялись и возвращались с работ, когда шел дождь, снег или дул ветер. По вечерам оркестр должен был играть до тех пор, пока нацисты не пересчитают умерших и оставшихся в живых",— поясняет Вайнштейн.

Скрипки из его коллекции работают не только на выставках. 24 сентября 2008 года, например, несколько выдающихся музыкантов во главе с израильским скрипачом Шломо Минцем играли на инструментах Вайнштейна во время празднований 60-летия Государства Израиль в Иерусалиме. Вайнштейн только рад тому, что скрипки при деле. "Для меня такие события символизируют окончательную победу над фашизмом",— говорит он.


{* *}