Гособвинение более чем на треть уменьшило размер претензий к Ходорковскому и Лебедеву. Подсудимые больше не обвиняются в хищении 132 млн тонн нефти, их вменение прокуратура сочла ошибочным или недоказанным. Отказаться от обвинения в хищении 218 млн тонн прокуроры не готовы.
Вчера в Хамовническом суде Москвы продолжились прения на процессе по второму уголовному делу в отношении экс-главы компании ЮКОС Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. Третий день подряд выступали представители гособвинения. Вчера слово получил самый эпатажный из прокуроров — Валерий Лахтин.
Лахтин продолжил традицию отказа от обвинений в отношении подсудимых, основанную на минувшей неделе прокурором Гюльчехрой Ибрагимовой. В минувшую пятницу, говоря о деятельности подсудимых в 1999-2000 годах, она сообщила, что гособвинение "считает необходимым" уменьшить на 40 млн тонн масштабы их предполагаемых хищений. Это была небольшая доля, учитывая, что изначально Ходорковский и Лебедев обвинялись в хищении 350 млн тонн нефти, добытых дочерними предприятиями ЮКОСа в 1998-2003 годах. Кроме того, Ибрагимова не объяснила, чем гособвинение руководствовалось при решении вопроса об исключении этого объема нефти из обвинения.
Лахтин облегчил тяжесть обвинений Ходорковского и Лебедева сразу более чем на треть. "Всего с 1998-го по 2003 год Ходорковский и Лебедев в составе организованной группы совершили хищение 218 млн 749 тыс тонн нефти на сумму 824 млрд 105 млн рублей", — заявил прокурор. Таким образом, объем хищения оказался снижен на 132 млн тонн и на 75 млрд рублей.
В отличие от Ибрагимовой Лахтин старался объяснить каждую цифру, убранную из обвинения Ходорковского и Лебедева. Так, часть нефти была включена в обвинительное заключение из-за "арифметической ошибки, допущенной следствием", сказал прокурор. В отношении другой части нефти в деле "отсутствуют доказательства". К последним, в частности, гособвинитель отнес формулировку "похищение (нефти) путем перевода на баланс", над которой неустанно издевался Ходорковский. В одном случае обвинение отказалось от вменения подсудимым 5 кг нефти "как невмененных". Этого решения Лахтин не объяснил.
При этом из слов прокурора следовало, что от самого обвинения Ходорковского и Лебедева в "переводе продукции на баланс подконтрольных им подставных компаний" гособвинение не отказывается, несмотря на подробные объяснения подсудимых и ряда свидетелей о том, что подобная операция физически неосуществима.
Остаются для подсудимых и обвинения в "преднамеренном занижении цен", по которым ЮКОС покупал нефть у своих "дочек". Деньги, которые "дочки" получали от ЮКОСа, обвинение считает "реально выплаченными суммами для создания видимости гражданско-правовых отношений", сказал Лахтин.
Кроме того, прокуроры считают доказанной вину Ходорковского и Лебедева в легализации 487 млрд рублей и свыше $7,5 млрд, сообщает РАПСИ. Об этом сказала Ибрагимова, выступившая вслед за Лахтиным. Сегодня прения продолжатся. Обвинители могут завершить свое выступление, назвав сроки наказания, которые они считают справедливыми для Ходорковского и Лебедева. Затем слово получит защита.
Ходорковский и Лебедев обвиняются в хищении 218,7 млн тонн нефти, добытой дочерними предприятиями ЮКОСа в 1998-2003 годах, легализации части средств, вырученных от ее продажи, а также в хищении пакета акций Восточной нефтяной компании. Ни одного из обвинений подсудимые не признают.