Top.Mail.Ru

Павел Любимцев написал книгу об актере Викторе Гвоздицком

03.11.2010

В Царском фойе Александринского театра состоялась презентация книги Павла Любимцева "Гвоздицкий и его двойник", посвященной жизни и творчеству народного артиста России Виктора Гвоздицкого, ушедшего из жизни в 2007 году.
 
Александринский театр стал последним в творческой биографии выдающегося актера, лауреата премии И.М. Смоктуновского, награжденного Большой золотой медалью А.С. Пушкина. Виктор Гвоздицкий успел сыграть здесь всего одну роль — чиновника Голядкина, героя петербургской поэмы Ф.М. Достоевского "Двойник", которую поставил режиссер Валерий Фокин. Планировалось, что Гвоздицкий сыграет Подколесина в "Женитьбе", постановке Валерия Фокина, и Дорна в "Чайке" польского режиссера Кристиана Люпы. Но планы не осуществились.
 
В памяти остались его Суфлер в "Зеленой птичке" К. Гоцци, Смуров в спектакле "Брат Алеша" В. Розова по роману Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы", Тень на сцене Театра комедии в знаменитом спектакле Николая Акимова, который возобновил режиссер Юрий Аксенов. Гвоздицкий — незабываемый Арбенин в "Маскараде", Тузенбах в "Трех сестрах", Сирано де Бержерак. Его приглашали в труппу БДТ — Георгий Товстоногов и МХАТ — Олег Ефремов, в Московский ТЮЗ — Кама Гинкас и Генриетта Яновская, в Центр имени Мейерхольда и Александринку — Валерий Фокин.
 
Своими воспоминаниями об актере на вечере памяти поделились режиссеры Николай Шейко, Адольф Шапиро, Юрий Аксенов, Лев Додин, Валерий Фокин. Адольф Шапиро, работавший с Гвоздицким в Рижском ТЮЗе в начале 70-х годов, рассказал: "Когда я думаю о Викторе, то понимаю, как мало для него сделал. Так сложилась жизнь. Виктор не занял в театре того положения, которое должен был занять. Моей единственной заслугой было то, что я его заметил и дал ему возможность окунуться в среду, которая благотворно на него повлияла. Его окружили любовью, заботой, вниманием, уловили его "особость". Он ничего не делал для того, чтобы понравиться. Восторженно восхищался коллегами. Покоряла его абсолютная влюбленность в театр и несхожесть с окружением. Виктор Гвоздицкий — это удивительное явление, и им надо дорожить". Лев Додин, художественный руководитель Малого драматического театра — Театра Европы, вспомнил, как его поразила в Гвоздицком "страсть к самоулучшению, к самосозиданию".
 
Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра, сказал: "Я одним из первых прочитал книгу Павла Любимцева. Что называется, залпом, на одном дыхании. Она очень живая, поразительно честная". Известный петербургский театральный критик Евгений Соколинский назвал книгу "ярким примером, к сожалению, очень редким, противостояния массовой культуре. Для 95 процентов населения совершенно неизвестно, кто такой Гвоздицкий. Все, что делается вокруг этого актера, — это разговор о великом, но элитном театре, которого у нас уже практически нет".
"С Виктором Гвоздицким мы познакомились в ленинградском Театре комедии. Он был тогда начинающим артистом, подающим надежды, а я — просто дебютантом. Мы были партнерами в детском спектакле. Летом 1979 года театр отправился на большие гастроли в Новокузнецк и Барнаул. И тогда встал вопрос, кто с кем будет проживать в гостиничном номере, Гвоздицкий выбрал меня. Вероятно, я показался ему человеком приличным, интеллигентным, непьющим, цивилизованным соседом. И два месяца мы с ним "сожительствовали", вели хозяйство, покупали провизию, готовили на электроплитке — и бесконечно разговаривали. Довольно скоро Виктор ушел из театра (перешел в БДТ), но мы и дальше общались. Достаточно близкие, приятельские отношения продолжались почти 29 лет, до его смерти. Поэтому у меня есть что про него рассказать. Я старался в книге быть как можно более откровенным, не бояться говорить то, что думаешь и чувствуешь. Я умолчал не о многом", — Говорит Павел Любимцев.
{* *}