Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова счел нецелесообразным использование учебного пособия "История России. 1917-2004" за авторством профессоров Александра Вдовина и Александра Барсенкова в учебном процессе "при сохранении в нем имеющихся недостатков". Такое решение было принято 22 ноября на основании заключения экспертной комиссии, которая провела анализ данного пособия.
В заключении комиссии выражается озабоченность тем, что "обсуждение авторского учебного пособия профессоров А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина вышло за пределы научной дискуссии, ведется в плоскости политизированных, ангажированных оценок и в ряде случаев стало инструментом PR-кампаний". "Комиссия полностью разделяет мнение, что традиции университетской автономии и академических свобод исключают преследование ученых за их научные взгляды", — говорится в документе.
В ходе анализа содержания пособия было отмечено, что в его основе лежит большой фактический материал, который дает представление о жизни России на протяжении последнего столетия. "В учебном пособии отражены проблемы, которые после перестройки стали предметом особого внимания — проблема русского народа, распад СССР, диссидентство и др. Книга снабжена списком источников и литературы, именным указателем. Отдельные главы написаны на качественном уровне", — говорится в заключении экспертной комиссии.
Однако, по мнению авторов документа, наравне с научно подтвержденными фактами, "в книге используются непроверенные данные, почерпнутые из публицистики, различных недостоверных источников". Комиссия утверждает, что в пособии содержится "множество фактических неточностей", "недостоверных статистических данных", "вырванных из контекста цитат". Авторы пособия также были подвергнуты критике за "абсолютизацию этнического принципа в общественной и политической жизни", "поверхностное освещение феномена сталинизма", "непродуманное изложение проблемы сталинского террора". "Освещение еврейской проблематики с преимущественно негативным подтекстом, неоднократное повторение тезиса о "непропорциональном пред-ставительстве" евреев в политической и культурной элите страны и т.п. создает впечатление об антисемитской подоплеке этих рассуждений. Целесообразно было бы обратить большее внимание студентов на духовно-нравственные аспекты исторической науки, на задачи формирования в обществе патриотизма, национального согласия, толерантности", — говорится в документе.
На основании данных замечаний Ученый совет истфака МГУ постановил признать нецелесообразным использование пособия Вдовина и Барсенкова в учебном процессе "при сохранении имеющихся недостатков".