Top.Mail.Ru

Борух Горин признал неудачным эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры

28.12.2010

Глава Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин считает крайне неуспешным эксперимент по преподаванию в российских школах курса "Основы религиозной культуры и светской этики".

"То, что получилось в результате (с написанием учебников для этого курса), — это лучшее, что могло быть в существующих условиях, но эти условия, на мой взгляд, показали формальный подход в образовательной системе к упомянутому эксперименту. Был указ, его надо было выполнять, а как это делать — никто до конца не знал, и получили довольно уродливый результат", — заявил вчера Горин корреспонденту "Интерфакс-Религия".

По его словам, условия, в которых составлялись учебники для эксперимента, в том числе учебник по основам иудаизма (его писал пресс-секретарь главного раввина России Берла Лазара Андрей Глоцер), "отсутствие должного методического подхода, когда религиозным организациям предоставлялась возможность писать, как Б-г на душу положит, а также откровенная позиция минобрнауки о том, что "мы не знаем, что это такое и как с этим поступить, и поэтому надеемся исключительно на религиозные организации", привели к тому, что и учебник по иудаизму не только несовершенен, но и малоприменим в системе преподавания".

Кроме того, продолжил Б. Горин, те сроки, которые были поставлены для написания учебников, — несколько месяцев — "не могли дать другого результата".

Он также отреагировал на комментарий главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, который священник дал в ответ на недавнее интервью Б. Горина французскому журналу "Русский курьер".

Представитель ФЕОР заявлял в нем, что "люди нуждаются в религиозном образовании, но им должна заниматься не школа. Для этого нужны специалисты".

Между тем в современной России, по его словам, всего "несколько сотен людей, способных грамотно изложить основы тех или иных религиозных убеждений".

В этой связи отец Всеволод указал на то, что во всем мире преподавание знаний о религии происходит "именно в школе, государственной или частной", и в России исключить такое преподавание из государственной школы — это значит "несправедливо лишить знаний подавляющее большинство детей, поскольку только государственная школа у нас является общедоступной".

По его словам, в России уже есть "десятки тысяч преподавателей, способных грамотно обучать знаниям о религии".

На это Б. Горин ответил, что в этом вопросе у него с отцом Всеволодом "несколько разные взгляды".

"Я полагаю, что современная образовательная система в России, к сожалению, показывает, что и преподавателей существующих светских предметов, что называется, от Б-га крайне мало.

И оттого, что во всех российских школах преподается русская литература, совершенно не выходит, что какая-то хотя бы серьезная часть школьников выносит из школы не только знание русской литературы, но даже уважение к ней", — отметил он.

"Мне кажется очень опасным и для общества, и для религиозных организаций, и для религии как таковой, если наши дети будут выходить из школы с таким же представлением о религии, о вере.

Знание собственной культуры, литературы — это важная вещь, и нелюбовь к ней опасна, но нелюбовь и неуважение к религии и к вере опасно вдвойне или втройне, потому, что в результате мы получаем аморальных людей, которые ко всей человеческой нравственности, построенной на религии, относятся в лучшем случае индифферентно, а в худшем — враждебно", — подчеркнул Б. Горин.

"И если десятки тысяч преподавателей, которые, как говорит отец Всеволод, существуют, в состоянии на должном уровне привить детям не только знания о религии, но и уважение к ней, то я буду рад ошибаться. Я, к сожалению, думаю, что это не так", — сказал он.

В подтверждение своих слов Б. Горин заметил, что ему достаточно посмотреть учебники, которые были подготовлены в рамках упомянутого эксперимента, "и вообще наблюдать за процессом того, как эти учебники писались и принимались", чтобы опасения "только усилились".

Борух Горин также заявил, что люди хотят жить в сильном государстве, которое бы в первую очередь эффективно заботилось о них.

"Большая часть комментария отца Всеволода совершенно совпадает с моими взглядами. Он не видит ничего аномального в том, чтобы люди хотели сильного и эффективного государства.

Я бы мог даже усилить это мнение: я считаю аномальным, если люди не хотят сильного и эффективного государства", — заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" Борух Горин.

Это была реакция руководителя департамента общественных связей ФЕОР на другие фрагменты комментария протоиерея Всеволода Чаплина на интервью Б. Горина французскому журналу "Русский курьер".

Представитель ФЕОР заявлял, что люди в России "хотят сильного и эффективного государства, и тут они себя обманывают", и что "для большинства русских "национальное унижение" — это когда Россия не участвует в принятии решений мирового масштаба".

В то же время, по мнению Б. Горина, "национальное унижение" — это когда старики копаются в мусорных баках, чтобы заработать три копейки, или когда на детей, больных лейкемией, нет денег".

Он также констатировал, что Русская церковь "расширяет свое влияние в государственных структурах", а это "представляет собой опасность, и в первую очередь для самой Православной церкви".

Как в свою очередь отметил отец Всеволод, он не считает "противоестественным, а тем более неправильным желание любого человека и любого народа жить в сильном и эффективном государстве".

Точно так же, продолжил он, "любой народ желает участвовать в принятии мировых решений, даже если экономически он не так силен, как хотел бы".

Священник также считает нормальным "самое тесное взаимодействие религиозных общин с государством, причем общин любых — православных, мусульманских, буддийских, иудейских".

Тем временем, комментируя далее высказывания отца Всеволода, Б. Горин указал на то, что каждый человек хочет, чтобы "государство, призванное заботиться о его социальной и физической безопасности, существовало эффективно".

"В этом смысле я совершенно единомышленник с отцом Всеволодом, просто он не до конца понял, вероятно, в силу того, что я недостаточно четко высказал свою мысль", — отметил он.

Как пояснил собеседник агентства, в упомянутом интервью он сказал о том, что "то, что люди понимают под сильным и эффективным государством, часто является ошибочным", и что люди в России считают сильным и эффективным то государство, "которого боятся и которое влияет на все мировые процессы".

Сам же представитель ФЕОР противопоставил такой риторике, в первую очередь, "социальное государство, которое обеспечивает гарантированное существование своим гражданам, налогоплательщикам и делает это эффективно".

"Именно о таком государстве я и позволил себе мечтать. Думаю, что в этом смысле мы с отцом Всеволодом тоже единомышленники", — сказал Б.Горин.

Что же касается диалога церкви и государства, то это тоже, на его взгляд, "как и на взгляд отца Всеволода, абсолютно необходимая вещь, и задача государства — этот диалог обеспечить, а задача религиозных организаций — вести этот диалог на должном уровне".

Как подчеркнул Б. Горин, он "ни в коем случае не выдвигал абсурдного предположения о том, что отделение церкви от государства — это значит, что между церковью и государством не должно быть никаких контактов".

"Ровно наоборот: отделение церкви от государства, на мой взгляд, это в первую очередь предотвращение сращивания религиозных организаций с государством, то есть когда религиозная организация начинает выполнять государственные функции, когда священники становятся госслужащими или антиутопическая картинка, при которой епархия или религиозная община становится неким подобием идеологического отдела обкома КПСС", — сказал он.

По его мнению, это не только не полезно, "а крайне опасно — в первую очередь, для религиозных организаций". Он подчеркнул, что навязывание религиозных взглядов может "отторгнуть общество не только от религиозных организаций, но и от религии в целом".

В этом смысле Б. Горин предостерег и предостерегает "в первую очередь иудейскую общину, а уже затем и братские мусульманские, христианские и буддийские общины от того, чтобы на такие функции претендовать".

Как отметил представитель ФЕОР, с одной стороны, государство должно обеспечить гражданам доступ к религиозным обрядам в армии или в системе отбывания наказания, с другой — государство и религиозные организации должны это делать "настолько корректно, тонко и осторожно, чтобы это действительно было полностью добровольным и исключало какой-либо диктат".

"Необходимо, чтобы религиозно-государственный диалог пошел всем на пользу, а не наоборот, что в нашей действительности крайне возможно в силу того, что у нас, как известно, с перегибами все хорошо", — подытожил Б. Горин.
{* *}