В Кембриджском университете готовится к изданию недавно обнаруженный неизвестный архив Людвига Витгенштейна. Исследования проводятся Тринити-колледжем, где философ работал сначала в качестве младшего научного сотрудника, а затем профессора.
В 1970-х годах два ящика рукописей были переданы Математической ассоциации Великобритании ее бывшим президентом, учеником Витгенштейна профессором Рубеном Голдстейном.
Для исследования архива и его публикации в виде отдельной книги колледж пригласил профессора философии Артура Гибсона, ученика Элизабет Энскомб и Питера Гича, под редакцией которых издавались труды Витгенштейна.
Содержимое архива потрясло профессора Гибсона: "Сразу стало ясно, что передо мной совершенно неизвестные рукописи. Вместе они составляют около 150 тыс слов. И ни одно из них не было известно исследователям Витгенштейна".
Многие рукописи написаны рукой математика из Тринити-колледжа Фрэнсиса Скиннера, который был личным помощником, другом и секретарем Витгенштейна. Часть документов — конспекты лекций, записанных Скиннером, с пометками и исправлениями самого Витгенштейна. Другая часть - стенограммы надиктованного Скиннеру Витгенштейном с позднейшими собственноручными правками философа. Они включают тексты, ныне известные под названием "Коричневая книга", с исправленным введением и другими изменениями, и еще 60 страниц рукописи, а также тетради и листы с ранее совершенно неизвестными исследователям Витгенштейна конспектами.
Также сохранилась "Норвежская тетрадь" с цельным текстом, оставшаяся от пребывания Витгенштейна в Норвегии в конце 30-х.
Среди тетрадей обнаружена одна с розовой обложкой, которая содержит совершенно неизвестный ранее законченный текст с большим числом иллюстраций. "Может быть, - а может быть и нет, - это и есть утерянная Розовая или Желтая книга, которую исследователи давно ищут", - считает профессор Гибсон.
Кроме того, в архиве найдены выкладки по малой теореме Ферма.
Профессор Гибсон определил несколько основных тем, которым посвящены тексты из архива, в том числе предположение о том, что отрицание самоочевидности является необходимым для логики, некоторых разделов математики, философии и широких областей науки. Он говорит: "Архив позволяет нам утверждать, что в философском наследии Витгенштейна нас все еще ожидают удивительные и революционные идеи относительно устройства научного знания, о котором мы ошибочно думаем, что полностью его понимаем".