Top.Mail.Ru

Фильм с Раппопорт и Бондарчуком открыл "Кинотавр"

06.06.2011

22-й Кинотавр открылся фильмом Авдотьи Смирновой "Два дня" с Федором Бондарчуком и Ксенией Раппопорт в главных ролях.
Перед показом Авдотья Смирнова (и сценарист, и режиссер "Двух дней") кратко изложила историю создания фильма: "Когда я была я маленькая, папа не разрешал мне близко подходить к этой всей киношной шатии-братии, а потом я выросла. Научилась курить, пить, ругаться матом, снимать кино и познакомилась с Федором Бондарчуком. И это все не прошло даром".
 
Итак. Жил-был московский чиновник, замминистра Петр Дроздов (Бондарчук). Лысый, энергичный, циничный, но образованный, и где-то, как потом окажется, глубоко в душе чувствительный. Он приезжает в провинциальный музей-усадьбу не самого известного классика литературы Щегловитова с тем, чтоб его закрыть. На это его подбивает местный ловкач губернатор, которому позарез понадобились угодья под свою новую резиденцию – с банями, девицами и прочими удовольствиями. Его там встречают музейщики, люди не от мира сего (а для нашего чиновника и вовсе народец запредельный).
 
Эти чудаки, глумясь от отчаяния сами над собой, гуськом вышагивают на коленках перед Дроздовым и просят, наоборот, помочь музею. В полном презрении к "захребетникам" Дроздов молча ест их нехитрое угощение – до тех пор, пока музейная работница Маша (Раппопорт), девушка красивая, но честная и одинокая, не высказывает ему все, что думает о московских жлобах, тупых чиновниках и их намерениях. В общем, ведет себя возмутительно. "Московского жлоба" это все взвинчивает — и он тут же напивается, несмотря на язву и вопли своего помощника. Затем на фоне столь любимых зрителем и потому беспроигрышных пьяных экзерсисов зарождается любвь представителей двух несовместимых в России миров – чиновничьего и интеллигенского, у каждого из которых своя правда. Любовь музейщицы и чиновника рифмуется здесь с историей любви самого писателя Щегловитова, хотя и писатель, и история 2-дневной страсти, перепахавшей всю его жизнь, – все выдуманное. Ну и любовь замминистра к нищей чудачке с тургеневскими завитками на тонкой шее — тоже, конечно, авторское насилие над зрителем. Но мы же с удовольствием по 20 раз пересматривали "Красотку" с Ричардом Гиром и Джулией Робертс – и ничего.
 
Только здесь красотка, конечно, герой Федора Бондарчука. Как сказала Авдотья Смирнова, "это его личность трансформируется под влиянием героини, поэтому красотку я сделала из Бондарчука". Авторы вообще очень серьезно подошли к работе над фильмом – в прекрасный жанр романтической комедии они привнесли элементы политической манифестации.
 
"Например, сцена, когда Бондарчук, идя на разговор с высоким начальником, распахивает двери и входит в чистое сияние, — это прямая цитата из фильма Фассбиндера "Лили Марлен", эпизод когда героиня идет к Гитлеру, — напомнила журналистам Авдотья, — и мы с оператором Осадчим тщательно выстраивали эту сцену. Ну а в целом мы хотели сделать фильм в стиле английской комедии и опирались при этом на картину "Четыре свадьбы и одни похороны".
 
Фильм, окрещенный на "Кинотавре" первой ласточкой хорошего отечественного мейнстрима, выйдет в прокат в начале сентября.
{* *}