Top.Mail.Ru

Дорман снял фильм об альтисте и дирижере Рудольфе Баршае

08.11.2011

Режиссер Олег Дорман, автор фильма "Подстрочник" о Лилиане Лунгиной, представил в Малом зале Московской филармонии новую картину "Нота" — о легендарном альтисте и дирижере Рудольфе Баршае. В фильме Дорман предстает не только как режиссер, но и как оператор.

Показ был приурочен к концерту памяти Рудольфа Баршая, который состоялся 5 ноября в Концертном зале им. Чайковского — к годовщине ухода музыканта. Специально на концерт в Москву из Швейцарии приехала вдова Баршая — Елена Сергеевна — и слетелись музыканты из разных стран, такие, как французский скрипач Бруно Монсенжон — он же режиссер, автор известных документальных фильмов о Давиде Ойстрахе, Святославе Рихтере и других, швейцарская певица Ивонн Нэф, виолончелист Михаил Уткин, украинский скрипач Валерий Соколов, пианист Никита Мндоянц.

"Когда мне было четыре года, нашим соседом по дому был скрипач из оркестра Баршая — дядя Толя. Он много играл и рассказывал о своем руководителе. Когда мне было лет семь, дядя Толя вдруг резко погрустнел — Баршай эмигрировал из СССР на Запад, а потом уехал и сам дядя Толя. Также я знал Баршая благодаря популярной в то время 40-й симфонии Моцарта, как и многие мои сверстники. Но не знал, что исполнитель именно он. На пластинках не было его имени, — рассказывал об истории создания своего фильма Дорман. -

Познакомились мы по телефону уже в 2010 году. Он сказал: "Я сейчас слушал Пуччини — какая красивая музыка! Вы заметили, как мало стало красоты в музыке?" И я подумал: на край света поеду, чтобы услышать продолжение этого разговора. Когда приехали знакомиться в Швейцарию, то между нами возникло столь редкое ощущение того, что знаем друг друга уже давно. И тогда же в процессе общения стало ясно, что второй возможности увидеться не будет. Мы полагали, что снимать будет Вадим Юсов. Но мой сопродюсер Феликс Дектор сказал: "Снимай немедленно. И сам". На протяжении дести дней мы записывали, что рассказывал Баршай, и это был взгляд не прощальный, но уже человека из каких-то других пределов. Баршай, казалось бы, немощный и уходящий, совершенно не был тронут немощью внутри себя. Наоборот, он дарил надежду".
{* *}