Top.Mail.Ru

Профессор Григорий Фалькович возглавил разгработку технологии управления дождем

22.11.2011

Ученые Института теоретической физики имени Ландау РАН (ИТФ РАН) изучили структуру и поведение частиц теплых дождевых облаков и разработали математическую модель, которая может стать основой технологии управления дождем, сообщил РИА Новости приглашенный руководитель проекта, профессор Института Вейцмана (Израиль) Григорий Фалькович.

По словам руководителя проекта, полученная модель подходит и для решения фундаментальных научных задач, например, описания образования планет во Вселенной или движения капель топлива в двигателях внутреннего сгорания. Из актуальных практических приложений он назвал точное прогнозирование погоды и создание технологии управления дождем, например, с помощью засевания облаков частицами дыма или другими гигроскопическими частицами.

Начальник отдела активных воздействий Центральной аэрологической обсерватории Росгидромета Баграт Данелян пояснил, что метод "разгона" холодных облаков около 50 лет используется во многих странах, в частности, для обеспечения нормальной работы навигации в аэропортах и портах.

Для этого холодные облака засевают частицами сухого льда, йодистым серебром или жидким азотом, после чего в них образуются крупные ледяные кристаллы, которые конденсируют на себя всю влагу и выпадают дождем или снегом.

"Управление теплыми облаками представляет проблему во всем мире, а технологии их засевания до сих пор не существовало, поскольку при плюсовой температуре вызвать кристаллизацию и конденсацию воды невозможно. При этом отмена рейсов из-за скопления теплых облаков и туманов наносит огромный ущерб пассажирской авиации и работе водных путей сообщения", — отметил Данелян.

Фалькович пояснил, что процессы образования крупных капель, которые приводят к выпадению осадков, в теплых облаках имеют совершенно другую физическую природу.

"Созданная нами модель описывает поведение мельчайших частиц жидкости в турбулентном потоке, поэтому могут одинаково применяться и для расчетов движения частиц топлива в двигателе внутреннего сгорания, частиц пыли и газа в протопланетном облаке во Вселенной или частицы воды в теплом облаке. Для разработки любого практического приложения нужна четко работающая модель, включающая в себя описание турбулентности", — сообщил собеседник агентства.

По информации ученого, созданная в институте модель позволит не только существенно задержать начало, но и увеличить количество осадков, что особенно важно для засушливых регионов на побережьях, каких много в Израиле, Калифорнии (США) и Китае.

"Если бы облака в этих районах проливались не над морем, а над континентом, это были бы не пустыни, а цветущий край. Так что технология задержания дождя не менее важна, чем умение вызвать его. Мы создали базис, который позволит эффективно решать и те, и другие задачи", — пояснил Фалькович.
{* *}