Совладелец "Альфа-групп" Михаил Фридман встретился со студентами "Гилеля"
05.12.2011
Все студенты хотели узнать, как произошел поворот к бизнесу в жизни Михаила Маратовича. Именно пресловутый "пятый пункт" не позволил ему поступить в один из самых престижных тогда ВУЗов — в Московский Физико-Технический Институт. "В советское время графа "национальность" в паспорте людям все быстро объясняла", — сказал Михаил Маратович. Учеба в МИСиСе, куда его приняли без экзаменов как блестящего студента, сдавшего экзамены в МФТИ на пятерки, давалась ему легко, и он мог много времени посвящать своей деловой карьере.
Фридман отметил, что на его студенческие годы пришлась эпоха кардинальных перемен в стране. Это был уникальный процесс, в котором было интересно участвовать. Он также подчеркнул, что в его судьбе институтское окружение имело решающее значение. "Став студентом, я превратился в того человека, которым являюсь сейчас. Институт стал важной стадией установления отношений с людьми, которые сыграли в моей жизни огромную роль. Я там нашел своих партнеров по бизнесу, с которыми работаю и сегодня", — сказал Михаил Маратович.
После окончания ВУЗа Михаил Фридман хотел поступить в аспирантуру, занимался наукой, писал статьи. Однако именно большой бизнес, на его взгляд, обладает наибольшим творческим потенциалом и это определило выбор жизненного пути Фридмана: "Бизнес по креативности не уступает творческому процессу. Сделать композицию из людей намного сложнее, чем из звуков или цветов", — считает Михаил Маратович.
На вопрос одного из активистов "Гилеля" о том, почему Михаил Маратович решил заняться благотворительностью и начал поддерживать еврейскую общину, он ответил, что во многом именно его происхождение и семья повлияли на то, как сложилась его жизнь. "Своими достижениями я обязан тому, что я вырос в еврейской семье, не по форме, а по содержанию, по духу. В какой-то момент я понял, что та цепочка, которая тянется тысячелетиями, не должна на мне прерываться", — сказал Фридман.
Михаил Маратович много говорил о парадоксе в коллективной судьбе евреев. "Вся история евреев — это борьба против дискриминации, но, победив в ней, трудно остаться евреем", — заметил он. Кроме того, советская власть практически полностью искоренила понятие ритуала, который был неотъемлемой частью еврейства и основным средством поддержания самоидентификации. По мнению Михаила Маратовича, со снижением уровня дискриминации и размыванием понятия ритуала доминирующим фактором еврейской самоидентификации стала культура.
Именно на поддержание и развитие еврейской культуры направлена благотворительная деятельность Михаила Фридмана. "Мне важно, чтобы люди понимали, в чем смысл еврейской жизни. Мы не противопоставляем евреев другим этносам, мы хотим, чтобы феномен еврейства, который дал сотни выдающихся ученых, бизнесменов, политиков, кинематографистов, сохранился на территории бывшего СССР", — отметил он.
Самое читаемое
Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
Хроники
Расстрел за порно
Деньги были в обогревателях, под коврами и в трехлитровых банках...
Хроники
Душок нацизма от Шанель
Коко Шанель избежала наказания за связь с немецким преступником...
Общество
Затравленный вундеркинд
На допросе сообщил, что поддерживает революцию в России...