Top.Mail.Ru

В Интернет выложили архив нацистского искусства

09.12.2011

Мюнхенский Центральный институт истории искусств выложил в сеть более 100 тыс фотографий, сделанных на ежегодной Большой выставке немецкого искусства, которая проводилась в Мюнхене с 1937-го по 1944 год. Об этом сообщает The Art Newspaper.

"Когда мы начали работать с этими фотографиями, мы поняли, что между тем, что говорилось в описаниях выставки, и тем, что мы увидели своими глазами, существует огромная разница", — говорит искусствовед Кристиан Фурмайстер из Центрального института истории искусств.

По его словам, раньше исследователи полагались на официальные каталоги выставки, в которых почти не было фотографий: из 1200-1600 объектов, каждый год входивших в экспозицию Большой выставки немецкого искусства, в каталоги попадали лишь 50-60.

Шесть толстых альбомов с оригинальными фотографиями с выставки десятилетиями лежали без движения в архиве Центрального института, пока в 2007 году группа исследователей не занялась их каталогизацией и оцифровкой. В проекте также принимали участие специалисты из мюнхенского Дома искусства и Немецкого исторического музея в Берлине.

Теперь портал gdk-research.de предлагает совершить виртуальное путешествие по залам каждой из восьми огромных выставок, рассмотреть каждое произведение, прочитать, кем оно было создано, за какие деньги и кому именно продано.

Проект дает вполне ясное представление о преобладающих вкусах немецкого общества при нацистском режиме: подавляющее большинство работ на Большой выставке немецкого искусства представляли собой вовсе не произведения, созданные в пропагандистских целях, а вполне традиционные пейзажи, натюрморты и жанровые картины.

Созданная исследователями база данных дает возможность убедиться в том, что главным ценителем немецкого искусства был Адольф Гитлер. За годы работы Большой выставки он купил на ней 1312 работ на общую сумму около 7 млн рейхсмарок.

По мнению Кристиана Фурмайстера, популярность пейзажей и жанровой живописи во времена Третьего рейха не в последнюю очередь объясняется тем, что их аполитичность позволяла немецкому обывателю отдохнуть от пропаганды.
{* *}