Top.Mail.Ru

Московский "Гилель" показал фильмы об Эйхмане

27.04.2012

25 апреля в "Гилеле" Москвы прошел показ двух 40-минутных фильмов, посвященных судьбе нацистского военного преступника Адольфа Эйхмана. Первый повествует о суде над бывшим офицером СС, второй фильм "Палач" — картина о Шломо Нагаре, судебном исполнителе, которому выпал жребий нажать кнопку во время смертной казни Эйхмана.

Киновстречу, приуроченную ко Дню памяти Катастрофы и героизма, вела Вера Кричевская, главный продюсер 24DOC, бывший главный режиссер и креативный продюсер канала "Дождь" и Optimistic Channel.

Перед просмотром фильма она немного рассказала о документальном кино и месте, которое занимает в нем Холокост. "Документальное кино, как правило, связано с еврейской темой", — говорит Вера. Какой вызов ни был бы брошен за последнее столетие человечеству, в нем скрыто или явно присутствует опыт Холокоста.

В фильм "Палач" нет журналистской истории-расследования. Шломо Нагар, йеменский еврей, который практически 24 часа находился рядом с Адольфом Эйхманом, рассказывает о его казни без патетики и умалчиваний. Этот фильм даже нельзя назвать интервью, словно режиссер оставляет зрителя наедине с героем фильма. Мы видим уже пожилого Шломо Нагара в его доме, вокруг него течет повседневная жизнь, иногда трудно поверить, что именно этом человеку выпал жребий привести в исполнение смертный приговор Эйхмана.

Тема Холокоста особенно актуальна для современной молодежи, считает Вера Кричевская. Именно своевременное знакомство со страшными фактами человеческой истории может быть гарантией того, что Катастрофа не повторится. "Мне кажется, очень важно понимать, что уничтожение в печах женщин, стариков, детей проходило не пять веков назад, не во время крестовых походов, все это происходило буквально вчера, при жизни наших родителей, бабушек и дедушек, в самом центре Европы. Либеральная Европа, которая несет ценности свободы и демократии, молча склонив голову, наблюдала за массовым уничтожением людей", — говорит она.

Вера Кричевская также предложила студентам "Гилеля" организовать просмотр 10-часового фильма Клода Ланцмана "Шоа", который признан одним из лучших документальных фильмов ХХ века. Награды этого фильма исчисляются двумя десятками, включая приз Каннского фестиваля
{* *}