Top.Mail.Ru

В Москве представили книгу "Киноиудаика"

29.06.2012

В Библиотеке Эйзенштейна в Москве представили книгу "Киноиудаика" (Kinojudaica. La Cinémathèque de Toulouse, 2012).

Сотни российских и советских художественных и документальных фильмов на еврейскую тему, снятых киностудиями России, Украины и Белоруссии. Эти ленты свидетельствуют о том, сколь важную роль евреи играли в российском и советском кино, и вместе с тем сколь противоречива была советская политика в отношении к ним, сколь колебалась она между стремлением к интеграции и ассимиляции, установкой на продвижение национальных культур и дискриминационными мерами.

Целью этой работы, основанной на архивных документах, было показать истоки и политические аспекты еврейской темы в российской и советской кинопродукции, сопоставить основные вехи еврейской истории царской России и СССР с их киноотражением, а также изучить различные дискурсы о еврейской идентичности и их кинематографическое преломление.

Объединив историков, специалистов по иудаике и киноведов, эта книга стремится заполнить существующую до сих пор лакуну в изучении седьмого искусства и еврейской истории. Издание снабжено богатым иллюстративным материалом и фильмографией.

Авторы книги — Валери Познер (Франция), Наташа Лоран (Франция), Олег Будницкий, Александр Иванов, Мария Майофис и Ванесса Вуазен (Франция) — участники конференции в Тулузе в июне 2009 года.

Конференция была посвящена памяти Рашита Янгирова, который еще в конце 1980-х годов в своих новаторских статьях о еврейском кинематографе в дореволюционной России отмечал, что более точно предмет его исследований определил бы термин Yiddish cinema. Действительно, в англоязычной литературе им широко пользуются киноведы и историки кино. Однако словосочетание Yiddish cinema переводится на русский язык как "еврейское кино". При этом теряется специфический смысл, связанный, по словам Янгирова, с понятием Yiddishkeit — во многом тождественным идеологии и социокультурным институциям "черты оседлости", где собственно и сформировался феномен еврейского кинематографа. Понятие "идишкайт", отождествленное советской идеологией с нищетой и бесправием жизни евреев в черте оседлости, оставалось актуальным и для кино 1920-1930-х годов.
{* *}