Необычные, смелые и почти всегда эпатажные спектакли Романа Виктюка, да и сам их создатель, неизменно пользуются большим интересом и любовью в Израиле. В октябре зрителей ждет встреча с еще одной работой одного из самых нестандартных режиссеров современности — в трактовке невероятного и, пожалуй, до конца не разгаданного мастера сценических откровений Романа Виктюка — будет представлен ярчайший роман прошлого столетия "Мастер и Маргарита".
Великий роман Булгакова "Мастер и Маргарита" в спектакле Театра Виктюка, гастроли которого в октябре пройдут в Израиле, заиграет новыми и очень неожиданными красками, приобретая гротескные формы. Булгаковским героям придется потесниться на сцене, чтобы освободить место для антигероев советской эпохи — времени, когда жили и любили герои Булгакова.
Зрители спектакля, к примеру, встретятся великими советскими вождями и пронаблюдают за тем, как на балу у Воланда вместе с прочей нечистью будут плясать партийные функционеры. Неожиданными звуковыми красками действа станут бравые довоенные советские песни и речи самого товарища Сталина.
Мастер и Маргарита, поэт Бездомный, Гелла и Понтий Пилат приобретают в этой постановке совершенно другие черты, в которых хорошо знакомые образы по воле Романа Виктюка переплетаются с еще недавней реальностью, поданной с совершенно нестандартным подходом.
Переложив роман в более компактную пьесу собственного сочинения (в основе спектакля пьеса Виктюка "Сны Ивана Бездомного"), режиссер несколько переосмыслил сюжет, сосредотачивая все внимание на образе Воланда, которого в спектакле исполняет ведущий актер Театра Виктюка Дмитрий Бозин.
Необычность решения Виктюком вечной истории Булгакова еще и в том, что ключевым героем в постановке становится Иван Бездомный. Актера Игоря Неведрова, который играет в спектакле эту роль, хорошо знают в Израиле по его блестящей работе в спектакле "Сергей и Айседора" – во время последних гастролей Театра Виктюка этот талантливый молодой артист произвел фурор и имел яркий заслуженный успех. В исполнении Игоря Неведрова Иван Бездомный, потрясенный открывшимся перед ним знанием, становится хрупким и полностью погруженным в свое безумие. Иногда кажется, что он живет отдельно от остальных персонажей, полностью увязнув в своих больных воспоминаниях и домыслах.
Однако на этом новшества Виктюка не заканчиваются. Режиссер избежал расхожего соблазна — отождествить Мастера с Иешуа. Иешуа в спектакле — светлый отрок, промелькнувшее воплощение нежного и искреннего Добра. Именно поэтому и Иешуа, и Бездомного играет один актер – Игорь Неведров воплощает обоих этих персонажей всегда по-разному, при этом находя между ними оправданные параллели. Мастер же, в исполнении актера Михаила Фатеева, по воле непредсказуемого экспериментатора Виктюка перевоплощается не в Иешуа, как ожидали все, а в Пилата.
Еще одна тема из всей канвы романа Булгакова волнует Виктюка. Это власть. Поэтому бал у Сатаны оборачивается чудовищным танцем, в котором кроме головы Берлиоза зловеще кружат еще и отрезанные головы Ленина и Сталина. Поэтому холоден и опустошен Понтий Пилат, обреченно и почти не задумываясь отправляющий наивного Иешуа на казнь. Поэтому между Мастером и Маргаритой нет и не может быть даже намека на любовь, а есть только боль и безысходность. Даже Воланд — затянутый в черное, изящный и безмерно уставший — здесь отнюдь не правит бал, а лишь констатирует очевидный факт.
Спектакли состоятся с 7-го по 12 октября в Тель-Авиве, Иерусалиме, Беэр-Шеве, Ашкелоне и Кирият-Хаиме.