Историки заинтересовались находкой минчанки Дарьи Нестеренко, которая в сквере возле улицы Коллекторной обнаружила камень, по форме напоминающий еврейское надгробие.
"Прогуливаясь в сквере возле улицы Коллекторной, рядом с футбольным полем, прямо на тропинке мы обнаружили камень, по форме напоминающий надгробие. Мы немного очистили его от песка и листьев, и на нем четко проступили надписи на иврите, — рассказала Дарья Нестеренко. — Мы знаем, что на этом месте было еврейское кладбище, которое буквально сровняли с землей, однако досадно, что не все плиты были найдены и собраны. А теперь там ходят люди, играют дети, выгуливаются собаки... Конечно, кладбище не подлежит восстановлению, но если плиты так явно проступают, почему никто не обращает на это внимания?"
Историки сообщили, что ранее не знали об этом камне. Как рассказал заведующий отделом сохранения археологического наследия ГНУ "Институт истории" Академии наук Беларуси Александр Медведев, этот камень, судя по всему, действительно является надгробием, которое могло находиться на территории Минского гетто во время Великой Отечественной войны.
Руководитель исторической мастерской, исторического факультета БГУ, доцент Кузьма Козак, в свою очередь, отмечает: "Когда в 70-х годах сносили Еврейское кладбище, было принято решение о смещении всех камней памяти. Это надгробие, безусловно, надо обязательно прочитать, узнать, что там написано. Я раньше этот камень точно не видел, хотя в виде остатков от еврейского кладбища таких камней несколько. О них и раньше сообщали люди, мы приезжали, смотрели, в каком месте они находятся и, если они располагались не в очень эстетичном месте, передвигали его на территорию кладбища. В центре кладбища находится около 50 таких камней. Все надгробия должны быть, считаю, в его пределах. А этот находится за пределами".
По словам специалиста, в Минске все больше находится тех людей, кто находит такие камни именно за пределами кладбища. "Это, скорее всего, связано с тем, что раньше камни использовали и на строительстве, и в других целях, — объясняет он. — Например, я нашел свидетелей в годы войны, которые рассказали, что из этих камней немецкие солдаты когда-то делали бассейн. А уже после войны, когда кладбище сносили, их использовали при строительстве спортивных и агитплощадок и т.д.".
По его словам, в Беларуси еще нет должной охраны таких ценностей. "В большинстве стран Европы устанавливаются прямо на дорогах и на проезжих частях камни с указанием, например, таким: "В этом месте находился и проживал один из узников, который был депортирован в Минск и был убит". И мы очень хотим, чтобы такие памятные камни были и у нас на улице Коллекторной и улице Сухой. Вообще, если этот камень находится и на территории футбольного поля, то это не совсем правильно".