Нонна Скегина, многолетний завлит и сотрудник Эфроса, сделала дело, уникальное по своей просветительской миссии. Подготовив издание трех книг о двух спектаклях Анатолия Эфроса, она позволила всплыть на поверхность нового века целому материку отечественной культуры и театра. Автором идеи и дизайна всех трех книг стал сын режиссера, известный художник и режиссер Дмитрий Крымов.
Первая книга посвящена первому чеховскому спектаклю молодого режиссера в "Ленкоме" — "Чайке" 1966 года. И называется она "Анатолий Эфрос. "Чайка". Эфрос решительно обновил сам подход к классике. Его спектакль вывел чеховскую пьесу из пространства унылого и безопасного "музея", сделал причастным пугающему и болезненному настоящему. Потому-то режиссера и сняли с должности главного режиссера "Ленкома" и перевели очередным режиссером в театр на Малой Бронной.
В книге собраны не просто все мыслимые и немыслимые материалы, касающиеся эфросовской "Чайки" — переписка, статьи, высказывания... В ней впервые представлены записи самих репетиций легендарного спектакля. Из них лучше, чем из любого учебника, видно, каким был советский театр до и во время Эфроса. Эти записи, сделанные с безупречной точностью и глубиной понимания, вели молодые театроведы Инесса Сидорина и Нелли Пляцковская. Взрывы вдохновения, бездны отчаянья, мысли о трагичности времени, столкновение с рутиной советского театра и попытка ее преодолеть — все видно по этим записям.
Для "Трех сестер", сочиненных Эфросом в театре на Малой Бронной в 1967 году (но как доказывает Скегина — задуманных гораздо раньше), понадобилось целых две книги. В них — полная драматизма документальная история создания и восприятия выдающегося спектакля Эфроса. В первую книгу вошли дневниковые записи 1965-1968 годов, а также — режиссерская разработка спектакля и записи репетиций, откомментированные с исчерпывающей полнотой. Вторая книга ("Судьба спектакля") включает отклики прессы, материалы личных архивов, переписку, показывает жизнь спектакля и построена как хроника — год за годом. Спектакль прожил всего полгода, прошел 33 раза — и канул. Но не исчез, а стал легендой.
Вторая книга — это потрясающая полифония голосов времени (включая восхищенный отклик Шостаковича). Многих пугал тот новый, свободный взгляд на мир и на историю, который отчетливо проявился в спектакле, попавшем в самое "яблочко" эпохи. Советская власть праздновала 50-летний юбилей, но уже слышны были раскаты 1968 года: студенческие волнения, "Пражская весна". Весной 68-го "Три сестры" Эфроса и "Доходное место" Марка Захарова были сыграны в последний раз.