Сочинение на заданную тему впервые стало применяться в израильских университетах как часть вступительного психометрического теста. По словам большинства абитуриентов, такой вид испытания более предпочтителен, так как дает больше возможностей для самовыражения.
Так, в Хайфском университете, где впервые вступительные экзамены проходили по новой системе, абитуриентам давалось 30 минут, чтобы в 26-50 строках сравнить процесс обучения на дому и в учебных заведениях, расписав преимущества и недостатки обеих форм обучения.
По словам абитуриентов, одним из неоспоримых преимуществ новой формы экзамена является то, что для написания сочинения им не нужно запоминать большое число устойчивых выражений, читать дополнительную литературу и долго корпеть над учебниками. При этом грамотно выстраивать свои мысли в сочинении будущих студентов учат на протяжении всего школьного курса, а в последнем классе на этом делается особы упор, поэтому для абитуриентов эта форма экзамена не показалась незнакомой и чуждой.
По словам представителя Национального института тестирования и оценки, который занимается составлением психометрических тестов, новый формат испытания обусловлен "потребностями высшего образования", в том числе, необходимостью оценки навыков письма у абитуриентов.
Среди других важных изменений в экзаменах следует отметить отсутствие вопросов на знание слов и устойчивых выражений, а также на чередование букв. "Эти изменения были сделаны для того, чтобы привести задания в соответствие с требованиями университетского курса, а также избежать механического запоминания лексики, что было характерно для подготовки к экзаменам в прошлом", — поясняет чиновник.
Сейчас восемь разделов теста с множественным выбором включают в себя меньше вопросов, поэтому студентам дается на пять минут меньше на выполнение заданий каждого раздела. Таким образом, экономятся дополнительные 40 минут, которые и отведены для написания мини-сочинения, а весь экзамен будет длиться, как и прежде, не более трех часов.
В течение прошлого года к общей отметке добавили и еще две отметки — за математическую грамотность и за словесно-логическое мышление. При этом 20% общей отметки составляет знания английского языка.
По словам инструктора по психометрическим тестам в школе "Анкори" Ифтах Коэн-Грин отмечает, что нововведения в экзаменах не столь фундаментальны. Они касаются лишь формы, в которой будущий студент показывает свои знания. По словам преподавателя, теперь абитуриентам необходимо проявить свои активные знания, а не только пассивные, как раньше. Он подчеркивает, что абитуриенты, успешно справлявшиеся со старыми тестами, не почувствуют большой разницы и покажут хорошие результаты и сейчас.
В то же время для иммигрантов, которые испытывают определенные трудности в правописании на иврите, новая форма теста может показаться немного сложнее старой. Однако, по словам Ифтаха Коэн-Грина, уже через год или два эти трудности будут позади.