В клетках израильских грызунов-слепышей найден механизм защиты от рака

07.11.2012

Грызуны-слепыши, обитающие в Израиле и Сирии, приобрели иммунитет к раку благодаря "троянскому" белку IFN-бета, который включает механизм самоуничтожения внутри раковых клеток через несколько "несанкционированных" делений, заявляют ученые в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

На сегодняшний день ученым известны две группы грызунов-долгожителей, обитающих крайне высокой устойчивостью к раковым опухолям. Биологи расшифровали геномы этих млекопитающих и пытаются найти в них механизм защиты от рака.

Группа ученых под руководством выходца из России Андрея Селуянова из университета города Рочестер (США) наблюдала за поведением клеток слепышей, в ДНК которых содержались "дефектные" гены, заставлявшие их бесконтрольно делиться.

Селуянов и его коллеги проверили, присутствует ли защиты в культурах раковых клеток Spalax golani и Spalax judaei. Дефектные клетки слепышей бесконтрольно делились в течение 7-20 циклов делений, после чего резко погибали в результате включения некроза и апоптоза – программ биологического самоуничтожения.

Биологи проанализировали содержимое клеток и чашек Петри с останками раковых культур и выяснили, что причиной смерти клеток послужили молекулы белка IFN-бета. Этот вещество относится к классу так называемых интерферонов – особых белков, вырабатываемых клетками организма для защиты от вирусов. Интерфероны проникают в соседние клетки и меняют их жизнедеятельность таким образом, что вирус не может проникнуть в них. В некоторых случаях его активность приводит к запуску апоптоза, что лишает вирус «кормовой базы».

По словам авторов статьи, IFN-бета заставлял раковые клетки собирать молекулы два защитных белка — p53 и Rb, которые включали программы самоуничтожения в их геноме. Это подтверждается тем, что при подавлении работы этих белков клетки продолжали размножаться и не умирали после 20 цикла делений.

Как отмечают биологи, подобная методика защиты от рака чрезвычайно эффективна.