Немецкие ученые выяснили, что уровень антисемитизма в определенных землях Германии не меняется столетиями. Самый высокий процент антиеврейских настроений сегодня — его разделяют 30-38% населения — отмечается там, где наиболее сильны были погромы в XIV и XIX веках, а также в 1938 году.
Немецкие социологи Нико Войтландер и Ханс-Иохим Вот провели опрос среди своих соотечественников и обнаружили значительные различия в уровне антисемитизма на региональном уровне. В некоторых районах Германии только 8% считают, что евреи виноваты сами во всех своих бедах, а в других — 38% населения с полным правом можно признать антисемитами.
Социологи наложили получившуюся карту на карты самых крупных еврейских погромов, случившихся в 1819-м и 1938 годах — карта 2012 года почти полностью совпала с ними. Более того, именно в этих же землях случились большие еврейские погромы в середине XIV века, когда немецкие горожане объявили евреев главными виновниками страшной эпидемии чумы (1348-1350 годы).
Можно предположить, что в природе существует историческая память, которая передается по наследству. Чтобы окончательно закрыть вопрос, оба социолога обратились еще к одной карте, на этот раз — зон оккупации стран-победительниц после 1945 года. И оказалось, что уровень антисемитизма наиболее высок там, где земли находились под оккупацией американских войск, средний — под французскими, и самый низкий — где власть была у британских и советских войск.
Нико Войтландер и Ханс-Иохим Вот объяснили и этот феномен. Они пишут, что американские власти проводили весьма амбициозную и карательную программу по денацификации. Согласно ей, тюремному заключению и люстрациям подвергались даже мелкие нацистские служки, особенно если они были замечены в антиеврейских деяниях в годы правления нацистов. Но американцы не оставили в покое и тех, кто не был причастен даже к службе на режим Гитлера: их насильно вывозили на экскурсии в бывшие концлагеря, а также заставляли смотреть фильмы о Холокосте.
В отличие от американцев, британские оккупационные власти проводили ограниченный и прагматичный подход, который выразился в наказании только тех, кто действительно был причастен к преступлениям против человечности. Доходило до того, что сами немцы упрашивали англичан осудить того или иного человека, который подвизался в составе нацистских учреждений. По мнению социологов, такой подход англичан воспринимался немцами как более справедливый.
Историческая наследственность, действительно, существует — при этом ученые напоминают, что Германия в 1945-46 годах пережила "великое переселение немцев" с бывших территорий, отошедших от Германии к Чехии, Польше и СССР; т.е. люди с исторической наследственностью были перемешаны. Но не ей одной объясняется то или иное устойчивое поведенческое правило. Воспитание тоже важно, и оно со временем становится новой исторической наследственностью.