Top.Mail.Ru

Башмету посвятили оперу "Альтист Данилов"

18.12.2012

Последнюю премьеру в рамках фестиваля "Год Покровского", приуроченного к 100-летию со дня рождения театрального режиссера, представил столичный Музыкальный Камерный театр им. Покровского в 16 декабря. Это специально написанная для театра опера Александра Чайковского "Альтист Данилов", основанная на одноименном романе Владимира Орлова. В проекте сошлись сразу несколько знаковых фигур отечественной культуры. Композитор посвятил эту оперу Юрию Башмету, который в качестве солиста принял участие в премьерном спектакле.

"Я, собственно, на это и рассчитывал, — говорит Александр Чайковский. — Поэтому включил в оперу небольшую пьесу, написанную для Башмета к юбилею его оркестра — Consolation ("Утешение"). Так что опера "Альтист Данилов" — не первое мое сочинение для Башмета, моего давнего и близкого друга. По его предложению я написал два альтовых концерта, балладу "Гарольд в России", "Башмет-сюиту" для струнного оркестра, Четвертую симфонию с альтом".

По словам Чайковского, он прочитал роман Орлова давно, еще в советские времена, и он произвел на него большое впечатление. В "Альтисте Данилове" нашла продолжение линия романа Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" о сути творчества и месте творца в музыкальном мире.

Композитор сам выступил автором либретто, где постарался сохранить важнейшие линии романа. Опера в силу особенностей жанра не способна вместить в себя все подробности сюжета. Кроме того, Чайковский внес ряд изменений, которые сделали историю более актуальной для сегодняшнего зрителя.

Режиссер спектакля "Альтист Данилов" Михаил Кисляров и сценограф Виктор Вольский предложили совершенно новое и неожиданное решение сценического пространства, где зрительный зал, сцена и оркестр в буквальном смысле поменяются местами. Но в этом заключена одна из главных идей и романа, и оперы — перевернутое пространство, в котором существует Данилов.

Александр Чайковский считает эту премьеру важным событием в своей творческой биографии, так как его первая опера (тогда еще выпускника Московской консерватории) была поставлена именно в Камерном театре под руководством Бориса Покровского и открыла ему путь на поприще оперного композитора.
{* *}