Режиссер и продюсер Айра Айзекс (61) в среду, 16 января, был приговорен к четырем годам лишения свободы "за производство и продажу непристойных материалов". Следствие по делу "Пикассо от порнографии" велось около шести лет.
В решении суда было особо отмечено, что до начала следствия Айзекс не представлялся "художником" и не упоминал о художественных достоинствах своих фильмов, содержание которых даже юристы режиссера называют отвратительным. Однако во время следствия обвиняемый пытался представить себя защитником нового искусства, которое вызывает некие чувства у зрителя через преодоление отвращения.
Айра Айзекс утверждал, что его фильмы "Туалетное шоу Лоры" (Laurie's Toilet Show), "Первый помет Мако" (Mako's First Time Scat), "Сексуальная игра пони" (Pony Sex Game) и "Голливудские любительницы фекалий № 7" (Hollywood Scat Amateurs No. 7) представляют собой художественную ценность. Обвинение настаивало на том, что картины Айзекса чудовищно непристойны и омерзительны.
Судебное разбирательство было вызвано обращением христианских консервативных организаций к администрации президента США. В 2005 году борцы за нравственность призвали власти расправиться с порнографией и, прежде всего, с наиболее "погаными" ее производителями. "Первым в очереди" оказался Айзекс.
Ни один из экспертов-искусствоведов, приглашенных следствием, не сумел досмотреть до конца ни один из фильмов Айзекса. Присяжные заседатели обращались к судье с просьбой избавить их от необходимости смотреть продукцию Stolen Car Films (название студии А.Айзекса) в полном объеме.
Айра Айзекс, выросший в бедной еврейской семье в Бронксе, заявлял, что порнография присутствует в его фильмах лишь в качестве маркетинговой "приманки". Режиссер и продюсер сравнивал себя с Джеймсом Джойсом и Д.Г.Лоуренсом, творения которых современники также называли "порнографией". Он находил в своей истории параллели с творчеством Кафки. В интервью Radar Online он вспоминал, что сотрудники ФБР, явившиеся к нему, были потрясены его фильмами, не понимая, как можно заставить актрис "делать такое".
Более других нетрадиционных видов секса Айзекса интересовала копрофагия. "В конце концов, – говорил он, — чем я хуже итальянского концептуалиста Пьетро Манцони, продавшего в 1961 году 90 банок со своими фекалиями по цене золота?" "Если вы собираетесь рисовать — вы должны конкурировать с Пикассо. Если пишете музыку — соперничайте с Моцартом", — советовал Айзекс, давая понять, что готов состязаться и с тем, и с другим. Он искренне сожалел, что не успел снять фильм, саундтреком которого стала бы музыка Баха.