Председатель еврейской общины Бремена Григорий Пантелеев в интервью Tageszeitung говорит, что соглашение между Гельмутом Колем и Михаилом Горбачевым о выезде российских евреев было "шансом на выживание" еврейских общин Германии. Без этого соглашения, по словам Пантелеева, бременская община прекратила бы свое существование. До подписания соглашения в ней состояло около 120 человек, а сейчас — около тысячи.
Пантелеев отмечает, что у советских евреев были "другие представления о еврейской идентичности" и верующих среди них было крайне немного. Он напоминает, что после погромов в эпоху царизма евреи поначалу приняли Октябрьскую революцию как освобождение, многие участвовали в ней и ценой отказа от еврейской идентичности создавали "нового советского человека". В сталинские времена "старый антисемитизм вернулся, и евреи ощутили, что такое "реальный социализм". Но было уже поздно, "собственная культурная традиция уже отрицалась", говорит Пантелеев.
С распадом СССР бытовой антисемитизм усилился, многие евреи захотели уехать, но на тот момент уже существовало много смешанных браков, дети от которых считались евреями по советскому закону, но не по еврейской традиции. Антисемитизм распространялся и на них, но по приезде в Германию многие еврейские общины отказались принимать их в свои ряды. По словам Пантелеева, его община предлагает таким людям "ассоциированное членство", а раввин добился у главного раввината Израиля разрешения хоронить их на новом еврейском кладбище "вопреки сопротивлению некоторых коллег".
"Существуют старые ритуалы, но в жизни им следуют свободнее, чем кажется извне. Существует группа набожных иудеев, ядро иудаизма, сохраняющее традицию, и светские или либеральные евреи уважают их. Именно ортодоксы передают традицию. Еврейский народ пережил самые тяжелые исторические этапы благодаря этой сильной воле", — говорит Пантелеев.