На прошлой неделе состоялись три официальные встречи представителей Израиля и Польши, в ходе которых впервые был достигнут прогресс в вопросе о выплате компенсаций за утерянное жертвами Холокоста имущество. Впервые Польша готова говорить о возможности компенсации. Речь идет о государственной инициативе Heart, за которой стоят Еврейское агентство и Министерство по делам пожилых граждан.
Генеральный директор этого проекта Бобби Браун заявил в интервью сайту Ynet: "До сих пор единственной возможностью получения компенсации в Польше была подача индивидуальных исков в польские суды от имени наследников имущества, которое было конфисковано у жертв Холокоста в годы Второй мировой войны. Сегодня Польша впервые согласна говорить о создании некоего механизма централизованного получения компенсаций. Это колоссальный прогресс, и, по всей видимости, последнее сражение Второй мировой войны".
Представители проекта локализовали более 2 миллионов и 200 тысяч единиц недвижимости в Европе, которые в годы войны были конфискованы нацистами.
"Это капля в море, сегодня мы даже примерно не можем оценить реальную стоимость утерянного евреями имущества. Это невероятные суммы. Понятно, что полностью справедливость никогда не восторжествует. Но мы хотим создать практический механизм, который позволит получить хоть какие-то компенсации тем, кто выжил, и наследникам тех, кто погиб или уже умер", — отмечает Браун.
С момента открытия проекта Heart уже получено 177 тысяч обращений от "ницолей шоа" или наследников тех, кто потерял имущество в годы войны. Из них 40 тысяч касаются имущества, утерянного в Польше. Каждую неделю работники проекта получают 600-800 новых заявлений.
На сайте проекта можно найти специальные бланки для заполнения. Утвержденные критерии: имущество, которое находилось на территории Германии и ее сателлитов, а также под оккупацией в любой период Второй мировой войны; имущество принадлежало евреям по определению нацистских расовых законов; имущество было конфисковано, разграблено, украдено или продано насильно против воли хозяев; со времен войны не было получено никакой компенсации за потерю этого имущества.