Король Иордании Абдалла Второй дал развернутое интервью американскому журналу The Atlantic. Беседа коснулась событий "арабской весны", перспектив урегулирования палестино-израильского конфликта и личных отношений Хашимитского монарха с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаниягу.
Журналист Джефри Голдберг присоединился к королю в его путешествиях по стране. Когда их вертолет летел над Мертвым морем, корреспондент предложил заглянуть в расположенный неподалеку Иерусалим, но получил от одного из свитских ответ: "Наши двоюродные братья не любят такие сюрпризы".
Обсуждение еврейского вопроса продолжилось и во время полета над горой Нево, где некогда стоял возведенный царем Иродом дворец. "Ирод, любопытный персонаж", — заметил монарх. "Но вряд ли его можно считать примером для подражания", — сказал Голдберг. "Нет, у меня они другие", — ответил Абдалла.
Как отмечается в публикации, Израиль — самый важный союзник Иордании. Король готов уступить народным избранникам часть своих полномочий, но четко знает, где проходит граница. "Я не могу допустить, чтобы депутаты сказали мне, что денонсируют мир с Израилем", — признается он.
По словам короля, у него тесные отношения с главой правительства Израиля Биньямином Нетаниягу. "Наши беседы становятся все более открытыми", — говорит Абдалла. В то же время он опасается за судьбу мирного процесса: "Возможно, момент для реализации плана "два государства для двух народов" уже упущен".
Если палестинское государство не будет создано, то, по мнению короля, израильское руководство встанет перед выбором — апартеид или единое государство евреев и арабов. Для его названия король использовал предложенное Муаммаром Каддафи слово "Исрастина".
Он отметил, что, хотя для многих израильтян еврейский характер страны важнее демократического, они не понимают, что именно создание государства Палестина — единственная возможность сохранить Израиль как страну евреев. "Иначе страна станет парией мирового сообщества", — заметил монарх.
Абдалла также признался, что не знает, насколько серьезно президент США Барак Обама стремится к урегулированию конфликта. "У него начался второй срок. Если он не использует ближайшие годы для решения проблемы, время будет упущено навсегда", — считает король.