Израильские ученые рекомендуют грибы для лечения рака

20.05.2013

Ученые из Хайфского университета обнаружили, что некоторые виды грибов, растущих в израильских лесах, обладают лечебными свойствами. Исследованиями руководит ботаник, микробиолог и доктор биологических наук, автор книги "Съедобные и ядовитые грибы Израиля", Соломон Вассер из Международного центра биоразнообразия и биотехнологии споровых растений и грибов в Институте эволюции при Университете Хайфы. О работе израильских ученых рассказала на этой неделе газета "Гаарец".

В публикации отмечается, что около 40 лет назад ученые заинтересовались полезными свойствами грибов. За это время было проведено около 400 клинических исследований и опубликовано около 10 000 работ, зарегистрировано около 1000 патентов. Одним из самых заметных исследователей, работающих в этом направлении, считается доктор Соломон Вассер.

В обзорной части публикации говорится, что около 2000 видов грибов считаются безопасными. В профессиональной медицинской литературе упоминаются полезные свойства около 700 видов грибов. На мировом рынке лекарственных препаратов и добавок можно найти около 2000 наименований препаратов, в которых используются грибы, а их годовой объем продаж составляет 16 миллиардов долларов в год.

Еще в 60-е годы прошлого столетия в результате опытов на мышах было доказано, что активные вещества, полученные из некоторых видов грибов с помощью горячей воды, могут помочь в борьбе с саркомой. Затем ученые доказали, что некоторые виды шляпочных грибов могут использоваться для укрепления иммунитета. На сегодняшний день "звездами" медицины считаются грибы шиитаке, майтаке (мейтаке), бразильский агарик, гериций гребенчатый и опенок зимний.

Газета "Гаарец" отмечает, что в странах Дальнего Востока полезные свойства грибов используются в традиционной медицине. Например, в 80-е годы в Японии для лечения больных раком наряду с "тремя методами", которые также используются в Израиле, — операция, химиотерапия и лучевая терапия, — стали использоваться препараты из грибов. В частности, препарат Krestin, получаемый из грибов Trametes versicolor, который в народе называют "хвост индейки" (Turkey Tail).

Это лекарство было одобрено минздравом Японии для лечения нескольких разновидностей злокачественных опухолей, в частности, рака груди, простаты, легких, толстой кишки. Онкологическим больным также прописывается препарат Lentinan, получаемый из грибов шиитаке. Считается, что он помогает продлить жизнь больным раком желудка.

Десять лет назад доктор Вассер и его коллеги обнаружили в грибе линчжи элементы, подавляющие активность белка NF-KappaB, ответственного за воспаления, аутоимунные заболевания, а также развитие некоторых видов рака. Ученые предложили использовать эти вещества при лечении рака груди и простаты.

Доктор Вассер отмечает, что в отличие от химиотерапии и лучевой терапии, препараты из грибов не отравляют организм человека: они активируют "естественных киллеров" — лейкоциты группы лимфоцитов — и стимулируют иммунную систему на борьбу с раком.

Газета "Гаарец" сообщает, что полгода назад был зарегистрирован патент, в основе которого лежит открытие Соломона Вассера и его коллег. Израильские ученые, изучив бокальчики полосатые (Cyathus striatus), пришли к выводу, что активные вещества, содержащиеся в этом виде грибов, могут быть полезны при борьбе с одним из самых опасных видов рака — раком поджелудочной железы. Грибы, обладающие этим уникальным свойством, растут в Израиле.

Эта не единственная работа доктора Вассера, посвященная полезным свойствам грибов, растущим в Израиле. В частности, ученый обнаружил, что вешенки обыкновенные, которые можно встретить в местных лесах, могут помочь в борьбе с "плохим" холестерином LDL, а в дрожалке оранженвой, растущей на горе Мирон, содержатся активные вещества, помогающие в борьбе с диабетом.

В течение трех последних лет лаборатория Вассера работает совместно с компанией Mycolivia, занимающейся производством пищевых добавок. Эта компания выращивает целебные грибы в провинции Чжэцзян на востоке Китая, основываясь на исследования ученых из Хайфского университета.

В публикации рассказывается, что во время прогулок по парку Хайфского университета профессор Вассер нашел шесть видов грибов, ранее не известных науке. Однако ученый не рекомендует израильтянам, не обладающими специальными знаниями, самостоятельно искать целебные грибы. Он предупреждает, что большая часть растущих в лесах грибов не только несъедобны, но и ядовиты.