В 2010 году Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) представила Израилю отчет с рекомендациями о том, как еврейскому государству следует развивать необыкновенно проблематичный и специфический рынок труда.
Спустя два года эксперты организации вернулись в Иерусалим, чтобы проверить, насколько эффективно внедрены в жизнь их рекомендации, и были разочарованы: они отметили немного перемен.
Специалисты международной организации жестко критикуют образование в религиозном секторе, которое, по их мнению, не дает религиозным людям подобающие XXI веку инструменты для выхода на современный рынок труда. В ультраортодоксах, замкнутых в своем знании, и арабах они видят причину высокого уровня бедности в стране — 21% (самый высокий среди стран OECD).
"Бедность среди основного еврейского населения в Израиле — 12%, что соответствует среднему показателю по странам OECD, — говорится в отчете, — однако более половины ультраортодоксов и арабов живут в бедности, которая происходит в основном от низкого процента участия в трудовой деятельности". В ультрарелигиозной еврейской среде доля трудящихся — 45%, а у арабов — 27%. Добавим, что в двух этих секторах противоположная ситуация: в мусульманском секторе не работают, как правило, женщины, а у религиозных евреев — мужчины.
Авторы отчета критикуют израильские власти за финансирование религиозных учебных заведений, в которых не изучаются основные предметы общеобразовательной школы (отчет писался до заявления Яира Лапида о том, что без общеобразовательной программы такие школы получат не больше 35% финансирования).
"Молодые религиозные парни не изучают английский, математику и естественные науки, которые помогли бы им найти место на рынке труда, и, несмотря на это, государство продолжает оплачивать счета иешив, — пишут авторы отчета. -
Израильское общество не может себе позволить оставить такую большую группу молодежи за рамками экономики. Религиозные деятели должны подготовить молодежь к будущей трудовой жизни, и государство должно прекратить финансировать учреждения, в которых не изучают общеобразовательные дисциплины".