Top.Mail.Ru

Муфтиев и имамов потрясла поездка в Освенцим

28.05.2013

«Я привезу свою семью сюда как можно скорее. Я устрою для турецких имамов и муфтиев поездку по местам Холокоста. Наши люди не знают, что здесь произошло», — сказал д-р Ахмет Мухаррем Атлиг из Стамбула — один из нескольких имамов и мусульманских религиозных лидеров из девяти стран, которые приняли участие в поездке в Германию и Польшу в рамках программы изучения истории Холокоста, организованной американским Центром межрелигиозного взаимопонимания.

Группа посетила лагеря смерти Аушвиц и Дахау, где они провели молитвы за жертв, пишет 27 мая газета Jerusalem Post. Они также посетили новый Музей истории польских евреев в Варшаве, встретились с главным раввином Польши Михаэлем Шудрихом и людьми, пережившими Холокост. Поездка завершилась кошерным ужином в еврейском общинном центре Кракова, где каждый из них говорил о своих впечатлениях от увиденного и услышанного.

Атлиг является генеральным секретарем Ассоциации журналистов и писателей в Стамбуле, ранее он был имамом в Лондоне. Он отец троих детей — семнадцати, восьми и двух лет. «Я приехал сюда имея довольно много информации об Аушвице-Биркенау и Холокосте, — сказал он. — Это была та информация, которую я почерпнул из книг и узнал от членов еврейской общины Турции, где я отвечаю за отношения между христианами и евреями. Я не ожидал, что это будет поворотным моментом для меня. Я принял здесь много решений... Это не еврейское наследие, это мировое наследие. Еврейский народ наиболее сильно пострадал, но уроки из этого носят глобальный характер. Мы встретились с выжившими и услышали их истории; мы плакали. Эти вещи тронули меня».

Мохаммед Джусич — исламский богослов из Боснии, отец двух дочерей в возрасте четырех и шести лет. «В Боснии я прошел через опыт геноцида и войны 1992-95 гг. Мне очень грустно сознавать: то, что мы видели здесь, продолжает происходить, мы не извлекли уроки из истории, — сказал он. — После Аушвица и Дахау человечество сказало: «Никогда больше», но мы видим подъем ультраправых в тех же городах Европы, которые мы посетили на этой неделе... Я сделаю все, чтобы такие вещи не могли случиться с моими детьми или с кем-либо другим в мире. Мы не можем изменить историю, но мы должны сделать все от нас зависящее против такого зла».
{* *}