Деятели культуры Перми заявили, что фестиваль "Белые ночи" нужно проводить "экономнее и эффективнее" — или за счет средств спонсоров, или не устраивать вообще. А сэкономленные бюджетные деньги лучше потратить на зарплату пермских деятелей культуры, продвижение местных брендов и "изгнание Марата Гельмана".
"Ведущие представители пермской общественности" — так указано в приглашении — сегодня собрались за круглым столом обсудить "Будущее пермской культуры". "Мы ждем перемен" — гласит тема дискуссии.
"Ведущих представителей" более всего интересовало финансирование фестиваля "Белые ночи в Перми" — оно якобы не прозрачно. Встревожили и скандалы с закрытием выставок — как их избежать? И решили оформить свои требования и вопросы в виде обращения к губернатору Виктору Басаргину, министру культуры РФ и в Совет по культуре при президенте РФ.
Сегодняшнее собрание призвано было, по словам одной из организаторов круглого стола Ирины Становкиной, "поставить точку в четырехлетней борьбе за культуру Пермского края".
"Мы возлагали надежды на нового губернатора, писали ему письмо с просьбой изменить культурную политику региона, отстранить скандальные фигуры, — говорит Ирина Становкина, председатель профсоюза работников культуры региона. — Мы ставили вопросы о повышении уровня зарплаты работников культуры: она была повышена с 1 января — на размер инфляции, то есть просто проиндексирована. Но четыре территории в крае не нашли денег на повышение зарплат с начала года. То есть в Перми нашлось 75 миллионов на фестиваль "Белые ночи" и нет денег на повышение зарплат даже на такой мизерный уровень?!"
Ирина Становкина в очередной раз напомнила, что в то время, как в Перми идет фестиваль стоимостью 250 миллионов рублей (из них 75 миллионов — из бюджета Перми, 118 — из казны края, остальные — средства спонсоров), в Пермском крае "за 10 лет закрылось около 300 библиотек, 220 клубов, 343 киноорганизаций".
"Хорошо, что сейчас с каждого угла уже не звучит, что Пермь — культурная столица, но кардинальных перемен в культуре нет, — говорит лидер профсоюза работников культуры. - Видимо, осталось последнее средство — выводить людей на забастовку".
Одним словом, лозунги и требования у "ведущих представителей пермской общественности" остались те же, что звучали два года назад на митинге "Против пермской культурной политики". Тогда те же деятели культуры призывали изгнать из региона Марата Гельмана. Аргумент за изгнание: потому что до появления известного галериста в Пермском крае "все было хорошо". Так же подсчитывали количество закрывающихся сельских библиотек на фоне угрожающе плодящихся "красных человечков".
Сегодня непрозрачность формирования и распределения бюджета фестиваля "Белые ночи" и очевидные огрехи в организации большинства мероприятий феста "вызывают огонь на себя", привлекая пристальное внимание "представителей общественности".
"Бюджетные деньги нужно тратить на бренды Перми. Это Славянов, Попов, Пастернак, — уверена Ирина Артемова, директор издательства "Книжная площадь". — К нам, в Пермь, поедут только на то, чего нет в Европе, а там этого современного искусства — как грязи! Кто поедет сюда — где нет туалетов и дорог — смотреть на современное искусство?"
"Я не против фестивалей, не против приглашения коллективов, — говорит Ирина Становкина. — В том случае, если бы в Пермском крае не было дефицита бюджета, если бы был высокий уровень доходов у деятелей культуры. А эти "Белые ночи" напоминают пир во время чумы. Проводите все за счет спонсоров, или не нужно проводить вообще!"
На сегодняшний день фестивальный городок "Белых ночей" посетили 770 тысяч человек. Две трети жителей краевого центра самостоятельно разобрались с целью и назначением фестиваля.
"Когда речь идет о крупных международных фестивалях, их стоимость начинается от 60 миллионов рублей, все остальное — местечковые события, — говорит Наталия Шостина, руководитель фестиваля "Камwa". — Можно с уверенностью сказать, что в Перми в фестивальном городке люди не просто проводят время — они знакомятся с прогрессивными видами искусства, в этом смысле Пермь — в тренде столичных фестивалей".
По словам организаторов разных пермских фестивалей, беда "Белых ночей" — не в них самих, а в пермской политике, которая предполагает масштабную поддержку одного этого проекта в ущерб остальным, традиционным для Перми и более локальным. Помимо всего прочего, самой пермской культурной политике решительно не хватает внятной программы развития отрасли и возможности влияния культуртрегеров на ее формирование, то есть — совета по культуре при губернаторе края.