Top.Mail.Ru

Израильскую систему образования признали отсталой и неэффективной

26.06.2013

Система образования в Израиле по-прежнему отстает по многим показателям от других развитых стран. Такой вывод делают эксперты Организации экономического сотрудничества и развития в новом докладе, который был обнародован на днях.

Ежегодный доклад по большей части основан на данных за 2011 год и рассматривает то, как отразились на системе образования стран-членов OECD последствия глобального экономического кризиса, который разразился в 2008 году.

Глобальный кризис привел к увеличению числа безработных во многих странах, особенно среди молодежи. Согласно данным OECD, средний уровень безработицы в странах организации среди людей, не закончивших среднюю школу, был более чем в 2,5 раза выше, чем среди людей с высшим образованием — 12,6 %, по сравнению с 4,8%.

Как отмечает генеральный секретарь OECD Анхель Гурриа, молодые люди считаются более привлекательными с точки зрения работодателей, если они обладают не только хорошими базовыми навыками, но и так называемыми социальными навыками, то есть умеют работать в команде, общаться с клиентами и вести переговоры с партнерами. Именно тому, по мнению экспертов OECD, необходимо обучать старшеклассникам, а также прививать им навыки, в которых есть потребность на современном рынке труда.

В Израиле же, как отмечают авторы доклада, система школьного образования делает акцент на механическое заучивание, а все основные методики сводятся к повторению и зубрежке. Лишь примерно половина школьников в стране претендует на аттестат зрелости, а профессиональное образование не поощряется в должной степени. Несмотря на высокую долю израильтян с высшим образованием, доступ к нему малообеспеченных слоев населения ограничен. Кроме того, постоянно падает число выпускников, претендующих на степень бакалавра.

Бюджет Министерства просвещения Израиля в этом году составит около 43 миллиардов шекелей, что является вторым по величине бюджетом среди  других министерств. При этом средние государственные затраты на каждого отдельно взятого ребенка в Израиле по сравнению с другими странами-членами OECD по-прежнему малы. Меньше на своих школьников тратят лишь Мексика, Чили, Венгрия, Словакия, Чехия и Польша. Кроме того, Израиль является одной из немногих стран, где расходы на одного учащегося снизились за последнее десятилетие. Расходы на каждого ученика здесь ниже, чем в среднем по странам OECD, в каждой возрастной группе.

Ежегодно Израиль тратит в среднем по 3910 долларов на каждого ребенка в детском саду, в то время как средний показатель по странам OECD составляет 6762 доллара. Затраты на ученика начальной школы в Израиле составляют 5758 долларов, средней школы — 5616 долларов, по сравнению со средними показателями по другим странам в 7974 и 9014 доллара соответственно.
Для сравнения, власти Швейцарии, одной из самых богатых стран мира, тратят ежегодно на каждого старшеклассника по 14,9 тысячи долларов, в США на каждого школьника уходит по 12,4 тысячи долларов, в Австралии — по 10,3 тысячи долларов.

Тем не менее, если сравнивать с затратами Израиля на образования в сравнении с долей валового внутреннего продукта, то страна окажется на весьма высокой позиции. Так, исходя из данных за 2010 год, около 7,4% государственных расходов были направлены на нужды образования, в то время как в среднем по странам OECD этот показатель составляет 6,3%.

Израиль также по-прежнему остается страной с самым большим средним количеством детей в каждом классе. В среднем в израильских государственных школах на каждый начальный класс приходится по 28,4 ребенка, в то время как по странам OECD средний показатель составляет 21,3 ребенка.

Что касается высшего образования, то Израиль остается в числе стран, где количество людей с высшим образованием превышает число тех, кто остановился в обучении на средней школе. С другой стороны, однако, Израиль является единственной страной OECD, где люди получают университетскую степень в возрасте 44-64 лет, а не в 25-34 года, как в большинстве стран организации.

Среди учащихся университета в Израиле шансы получить диплом о высшем образовании есть примерно у 66-70% среди женщин и 62% среди мужчин. Средние показатели по OECD для мужчин и женщин составляют 70%.
{* *}