Top.Mail.Ru

Оркестр "Израильская симфониетта" выступил в Москве

16.07.2013

Симфониетта – это немного меньше, чем симфония. Что же это такое на деле, – показали музыканты оркестра «Израильская симфониетта». В оркестре, отмечающем в этом году 40-летие, говорят на разных языках. И играют музыку композиторов из разных стран. Выступив в Концертном зале Чайковского, музыканты из Израиля закрыли цикл «Летние вечера с камерными оркестрами мира». Рассказывают «Новости культуры».

Сергей Ханукаев хоть закончил Московскую консерваторию и аспирантуру в Гнесинке, но дирижирует в концертном зале Чайковского впервые. Это все равно, что московский Карнеги-Холл – шутит дирижер. В девяностых маэстро уехал в Бостон. Концертную деятельность совмещает с педагогической – в школе музыки Бостонского университета он в статусе доктора музыки.

«Немного волнуюсь, ведь для меня это как возвращение на родину, – признается дирижер. – Мечтаю играть здесь».

Сам оркестр с романтичным названием «Израильская симфониетта» – детище музыкантов-эмигрантов. Сорок лет выступает на топовых сценах мира – Карнеги-холл, Колизеум, зал Годье. Мировые звезды, такие как Бернстайн, Стерн, Цуккермман считали за честь выступать с этой командой. Среди приоритетов просветительские программы для студентов и подростков. К московским гастролям музыканты «израильской симфониетты» конечно, готовились, но до последнего не знали, что их ждет.

«Я немногое знаю о России, но Москва потрясла нас, – говорит скрипач Мирон Шварц. – И этот прекрасный зал, сцена, такая акустика. Ко многому обязывает. Нас трудно чем-то удивить. Но мы уже под впечатлением, а ведь еще впереди концерт».

Сергей Ханукаев хотел порадовать и удивить Москву – программу подобрал тщательно. Увертюра к редко исполняемой опере Россини «Синьор Брускино». Композитор называл ее грехом молодости. Премьера в Венеции провалилась. Новшества типа – постукивание смычками о свечные подставки на пюпитрах, похоронный марш в комической сцене, заикания персонажа зрители не оценили. Даже в наши дни «Синьор Брускино» редкий гость.

Помимо Линцской симфонии Моцарта, написанной зальцбургским гением впопыхах, но как всегда совершенно, и «Итальянской» симфонии Мендельсона в программе «Дивертисмент для оркестра» современного израильского композитора Хаима Пермонта. На премьеру он приехал в Москву. Был здесь двадцать лет назад. С маэстро Ханукаевым знаком примерно столько же. Пермонт с легким сердцем доверил ему свой музыкальный опус.

«Я знаю, в чьи руки отдаю свою музыку, – говорит композитор. – Его трактовка отличается от моей. Но меня это не очень беспокоит. Профессионализм и чувство вкуса никогда не изменяли Сергею. Он относится к музыке, как к драгоценности – очень бережно и чутко».

Свой дивертисмент Пермонт писал в противовес музыкальному авангарду. По признанию композитора это был протест против музыки, которая изгоняла публику из концертных залов.

В произведении много сольных фрагментов – у музыкантов есть шанс показать кто на что способен. А у московской публики – оценить.
{* *}