Германия следит за резонансным судебным процессом. 4 июня 2012 года на конференции "Мания величия в искусстве" в Касселе 43-летний художник Йонатан Меезе дважды поднял руку в нацистском приветствии. За неосторожные жесты ему грозит до трех лет тюремного заключения. Как сообщает Stern.de, суду пришлось столкнуться с весьма нетривиальной задачей: выяснить, являлся ли "хайль" Меезе актом искусства или нет.
Художник настаивал на первом. Защита предложила провести опрос среди посетителей конференции и выяснить мнение большинства. Суд ходатайство отклонил, пояснив, что глас народа "не поможет определить, являлся ли жест искусством". Тем не менее к концу второго дня слушаний судья заявил, что солидарен с Меезе и готов воспринять вздернутую руку как часть перформанса. Вердикт по делу, как ожидается, будет оглашен в августе.
Особую пикантность процессу придает тот факт, что в 2016 году Меезе предстоит трудиться на знаменитом Байрейтском фестивале: он будет не только художником, но и режиссером-постановщиком пятичасовой музыкальной драмы Вагнера "Парсифаль". В пресс-службе фестиваля сообщили, что администрация примет решение о дальнейшей судьбе "Парсифаля" после того, как суд огласит вердикт. "На данный момент Йонатан Меезе не признан виновным, поэтому мы не можем комментировать вопрос о его будущем сотрудничестве с фестивалем", — сказал собеседник издания.
Согласно параграфу №86а действующего Уголовного кодекса Германии, нацистское приветствие запрещено как один из "символов неконституционных организаций". Ненаказуемы фашистские жесты только в том случае, если они демонстрируются в целях просвещения, содействия искусству, науке, исследованиям или преподаванию. В остальных ситуациях за вздернутую вверх руку немцу может грозить штраф либо лишение свободы сроком до трех лет. По сообщениям прессы, только в немецкой армии ежегодно фиксируется до 150 нарушений пресловутого закона.
Йонатан Меезе — один из самых обсуждаемых немецких художников своего поколения. На его счету более полусотни персональных выставок. Москвичи могли оценить труды Меезе в 2005 году (экспозиция "Доктор Дракула" в галерее "Риджина") и в 2013-м ("Дитя тропической Аляски" в "Риджине" и "Эрц-генерал Красный Парсифаль" на "Красном Октябре"). Работы Меезе, которого искусствоведы относят к представителям нового акционизма, перенасыщены символами, пришедшими из древнегерманского эпоса, нацистской среды и поп-культуры. Арт-объекты Меезе экспонируются в Центре Помпиду в Париже, Галерее Саатчи в Лондоне и других мекках современного искусства.
В 2010 году Йонатан Меезе создал сценографию для мировой премьеры оперы Вольфганга Рима "Дионис", состоявшейся на Зальцбургском фестивале. Байрейтский "Парсифаль" должен стать дебютом Меезе в качестве режиссера-постановщика масштабного оперного спектакля.