Композитором диска Ethiopiques оказалась 90-летняя монахиня из Иерусалима

19.08.2013

На этой неделе вышла в свет книга, рассказывающая о жизни 90-летней монахини Эмахой Тцере Мирьям Гебру. Приложением к этой книге стала тетрадь с нотами ее произведений.

Эта история началась семь лет назад, когда в лондонском магазине израильская пианистка Майя Дуниц и ее муж, дирижер Илан Волков, нашли диск "Эфиопикс" (Ethiopiques), потрясший их. Они решили разыскать композитора и вскоре обнаружили, что сделать это будет не так уж трудно — Эмахой Тцгере Мирьям Гебру уже 30 лет живет в Эфиопском монастыре в Иерусалиме. Спустя пять лет после знакомства монахиня позвонила супругам и сказала, что нуждается в их помощи. Когда они приехали, монахиня передала им четыре мешка с нотами и попросила помочь издать ее произведения.

Газета "Гаарец" отмечает, что еще раньше монахиню разыскал израильский музыкант Надав Габар, которому также в руки попал диск "Эфиопикс", выпущенный лондонской звукозаписывающей компанией.

Габар рассказывает, что еще в первое свое посещение монастыря он обратил внимание, что в келье монахини нет инструмента. Эмахой Тцере Мирьям Гебру не садилась за инструмент с момента своего ухода в монастырь. Монахиня призналась, что священникам не очень нравилось то, что она бывшая пианистка. По их мнению, "фортепиано не является подходящим инструментом для выражения любви к богу".

После выхода диска родственники монахини, проживающие в США, решили купить для нее инструмент. Они перевели собранные деньги на счет Надава Габара, и тот вместе с монахиней отправился выбирать инструмент. Вспоминая тот день, Габар, рассказывает, что Эмахой была разочарована своей первой встречей с инструментом. Ее руки уже "отвыкли" от клавиш.

О необычной судьбе композитора также рассказал Второй канал ИТВ.

Эмахой Тцгере Мирьям Гебру родилась в Аддис Абебе в 1923 году. Ее семья принадлежала к местной аристократии: отец возглавлял городскую администрацию, а мать приходилась дальней родственницей последнему императору Хайле Селассие I.

Когда Эмахой было 6 лет, ее вместе со старшей сестрой отправили учиться в Швейцарию. Авторы книги утверждают, что девочки стали первыми эфиопскими детьми, приехавшими учиться в Европу. В пансионе Эмахой определили в класс игры на скрипке. В 10 лет она дала свой первый концерт в сопровождении трех музыкантов. После этого выступления она решила научиться играть на фортепиано.

В 1934 году Эмахой вместе с сестрой вернулись в Эфиопию. Спустя два года в Эфиопию вторглись итальянская армия, и ее семья бежала из страны. Домой они смогли вернуться в 1939 году. Эмахой устроилась секретарем в Министерство иностранных дел Эфиопии. Но уже через год она оставила работу и отправилась изучать музыку в Египет.

Вернувшись в Эфиопию, Эмахой получила приглашение в музыкальную академию в Лондоне. Однако для выезда за границу в то время необходимо было получить разрешение властей. Хайле Селассие I запретил девушке покидать страну. Эмахой впала в депрессию. Она перестала есть и с истощением попала в больницу. Когда все думали, что девушка умирает, к ней в палату пригласили священника. Эта встреча перевернула всю ее жизнь. Она заинтересовалась религией, а затем и постриглась в монахини, и провела в монастыре 10 лет. Но вскоре поняв, что она может быть полезной в мирской жизни, покинула монастырь и вернулась в Аддис Абебу, чтобы работать с детьми. Авторы книги отмечают, что большинство музыкальных произведений были написаны в этот период.

В 60-х она впервые вместе с матерью посетила Иерусалим. Шесть лет она работала в канцелярии патриарха Эфиопии. В 1984 году, после смерти матери, Эмахой вернулась в Израиль и стала монахиней.