Top.Mail.Ru

К 40-летию Войны Судного дня обнародованы показания Голды Меир

13.09.2013

К 40-летней годовщине Войны Судного дня по еврейскому календарю рассекречена часть протоколов государственной следственной комиссии, получившей название Комиссия Аграната, которая расследовала причины неготовности Израиля к войне. Как известно, в этой войне, начавшейся 6 октября 1973 года после неожиданного нападения Египта и Сирии и завершившейся через 18 дней их поражением, Израиль понес тяжелые людские и материальные потери. Среди этих документов, опубликованных Министерством обороны, конфиденциальные показания премьер-министра Израиля во время Войны Судного дня Голды Меир.

В частности, Меир рассказала Комиссии Аграната, что не могла себе позволить конфронтацию с армейским руководством ЦАХАЛа. "Не знаю, что бы случилось, если бы я могла тогда сказать то, что чувствовала: что грядет что-то нехорошее... – сказала Голда Меир. – Но я не могла конфликтовать с начальником Генерального штаба и главой военной разведки... Мы боялись, что если призовем резерв заранее, арабы подумают, что мы сами готовимся напасть, и нападут раньше".

Когда члены комиссии спросил ее о ходе предвоенной подготовки, Меир сказала, что казнит себя за то, что не настояла на призыве резервистов. Она также подвергла критике руководителя военной разведки Эли Зеиру, который не предоставил кабинету достаточную информацию перед войной, в том числе не сообщил, что советские советники покидают Сирию. Она добавила, что с времен Шестидневной войны в систему предупреждения были вложены огромные средства, но в конечном итоге она не сработала.

Голда Меир также подвергла критике главу Моссада Цви Замира, который не оповестил ее накануне войны о своем отъезде на срочную встречу с египетским агентом Ашрафом Марваном, но подчеркнула, что это не было причиной для принятия мер против него. По словам Меир, если бы она знала о предупреждении Марвана, это, несомненно, сыграло бы большую роль в принятии ею решений.

Голда Меир добавила, что рада своему решению объявить призыв резервистов утром Судного дня, и отметила, что передача американской помощи Израилю во время войны стала возможной благодаря решению не наносить превентивный удар. Она также отвергла подозрение, что решение не мобилизовать резервистов было принято по политическими соображениями в преддверии выборов.
{* *}