Top.Mail.Ru

В Большом состоится премьера балета Эйфмана по Достоевскому

01.10.2013

Московская премьера балета народного артиста РФ Бориса Эйфмана "По ту сторону греха", созданного по мотивам романа "Братья Карамазовы", состоится на Новой сцене Большого театра во вторник в рамках фестиваля искусств "Черешневый лес", сообщили РИА Новости в пресс-службе смотра.

Это не первое обращение известного балетмейстера к роману Достоевского: в 1995 году он создал балет "Карамазовы" — спектакль, снискавший всемирное признание.

"За двадцать лет, прошедших с тех пор, изменился мир, страна, изменился я сам. Произошло переосмысление многих ценностей, пришло новое понимание вечных тем, которые волновали Федора Михайловича и которые не перестают волновать нас и сегодня, — сказал РИА Новости Эйфман. — Поэтому, возникла необходимость ответить на новые вызовы, вернуться к этому роману с позиции сегодняшнего дня, сегодняшнего моего мироощущения и новых возможностей театра".
Разговор о вере

По словам Эйфмана, "По ту сторону греха" — совершенно новый балет, спектакль другого уровня. Он говорит, что это разговор о вере, о том, какой ценой к ней приходят, это попытка понять, что Бог — внутри человека и дорога к Богу — есть стремление найти в себе добро, заложенное природой.

"Найти тот моральный стержень, по которому должен жить каждый человек, — наиважнейшая тема, тема высокого искусства. И мы на своем уровне и своим языком пытаемся ее осмыслить и по-своему передать", — сказал балетмейстер.

В спектакле занята молодежь — новое поколение, но те темы, которые волновали в начале 90-х, по мнению Эйфмана, понятны и близки сегодня.

"Этот балет обращен именно к молодым, которые только познают жизнь, и, может быть, только открывают для себя вечные темы — веры, добра и зла. Многие из них проживают жизнь как-то по касательной, не углубляясь. И балет как искусство, обладающее невероятным зрелищным и эмоциональным арсеналом, может приобщить людей к мудрости, заложенной в творчестве Достоевского, к познанию высоких ценностей", — пояснил собеседник агентства.

В ближайшее время Эйфман не планирует снова обращаться к произведениям Достоевского, но, по его мнению, мыслями, идеями и философией писателя "пропитаны и его другие работы".

Особое отношение к Москве

Балетмейстер отметил, что у него особое отношение к московской публике. "Впервые мы приехали в столицу в 1978 году и с тех пор бывали часто. Во времена советской власти, когда обком партии настойчиво пытался закрыть театр, каждый наш приезд в Москву был судьбоносным, здесь решался вопрос — быть или не быть театру. Московские зрители и критика очень поддержали нас. Положительные статьи в центральных газетах были для нас как охранная грамота. Это незабываемо и бесценно", — сказал он.

По словам Эйфмана, он рад работать с фестивалем "Черешневый лес", с его замечательной командой людей, бескорыстно служащих высокому искусству, что сегодня большая редкость. "Такое служение высокому искусству достойно самого глубокого уважения. И я всегда с удовольствием откликаюсь на предложения "Черешневого леса" и надеюсь, что наше творчество будет достойно этого фестиваля и мы продолжим сотрудничество", — сказал балетмейстер.

В прошлом году Эйфман при поддержке "Черешневого леса" представил московским зрителям на Новой сцене Большого театра премьеру балета "Роден". Тогда же он стал лауреатом премии Олега Янковского "Творческое открытие-2012". Показы балета "По ту сторону греха" пройдут в ГАБТе с 1 по 3 октября.



{* *}