Top.Mail.Ru

Шведская еврейская правозащитница не получила политическое убежище на родине

25.11.2013

В понедельник 18 ноября Анника Хернрут-Рутштайн обратилась к шведским властям с просьбой предоставить ей в Швеции политическое убежище из-за преследований на религиозной почве. Отказали ей в этой просьбе сразу: хочешь убежища — ищи за пределами Европейского Союза, членом которого является и Швеция.

- Дело, однако, в гораздо меньшей степени о бумажной работе, дело в том, что  в Швеции не соблюдаются права человека, зафиксированные в Декларации ООН о правах человека, и я хочу и требую, чтобы  шведское правительство признало свою ответственность и обеспечило еврейскому меньшинству такую же безопасность, какая обеспечивается людям, которые приезжают сюда в поисках политического убежища из-за рубежа, — говорит Анника.

Эту акцию она, консультируясь с тремя юристами, планировала полгода.

Конкретно Хернрут-Рутштайн решила привлечь внимание к двум вопросам: к парламентским предложениям двух типов. Первый — о запрете на импорт кошерной продукции и о запрете сервировать кошерную пищу в официальных помещениях губернских управлений Швеции. Второй — о криминализации немотивированного медицинскими предписаниями обрезания.

По данным опроса ЕС, 49% шведских евреев избегают носить традиционную одежду и головные уборы при посещении мест еврейских собраний, опасаясь антисемитских акций. Средняя цифра по ЕС — в анкетировании принимали участие 5100 человек — 25%.

80% опрошенных утверждают, что за последние пять лет уровень антисемитизма  в Швеции стал выше.

- Проблема заключается в том, что еврейское население Швеции вынуждено ассимилироваться. Вынуждено сделать выбор:  либо быть открытым, гордым, энергичным евреем либо предпочесть покой и безопасность, и то, что приходится делать такой выбор само по себе неприемлемо. Человек тогда de facto не свободен.

Парламентское предложение еще не закон, их подают сотнями и сотнями отклоняют. Но дело не в этом.

- Протестовать надо против общества, которое не занимает четкой позиции. Мы часто ведем дискуссии о мусульманах, о "Демократах Швеции", об отдельных личностях, но не против этого я протестую, — говорит  Анника Хернрут-Рутштайн. — Швеция наиболее секулярная государство мира вместе с двумя другими скандинавскими странами. Жить религиозной жизнью здесь невозможно. Наша религия — атеизм. Одновременно, мы хотим общества мультикультур, хотим, чтобы в этой стране был плюрализм, но государство не готово к тому, что сюда приезжают люди, живущие религиозной жизнью, что влечет за собой определенные последствия.

- Дни, на которые приходятся праздники; когда хотят брать выходные дни; что люди едят... И возможность без опаски посещать места, где совершаются богослужения. И правительство должно четко зафиксировать: это нормально держать иную диету, нормально придерживаться обычаев других культур, отличной от культуры общества большинства, — цель политической акции Анники — возбудить в стране именно такие дискуссии.

Она надеется на личный — не в сети — контакт с министром Швеции по вопросам демократии Биргиттой Ульссон или — а почему нет? — с премьер-министром Швеции Фредриком Райнфельдтом, чтобы найти ответ на вопрос: что надо делать, чтобы предотвратить эксодус, чтобы Швеция через пять лет не стала "юденфрай", свободной от евреев. Проблемой шведской демократии считает Анника то, что евреи большие свои праздники вынуждены отмечать в синагогах под охраной полиции. Политики должны разобраться с самими собой: почему приемлемо пинать еврейское население. Евреи должны разобраться: почему они позволяют себя пинать.

- Почему мы по-прежнему говорим, что нам в Швеции хорошо живется, хотя это, на самом деле, не так.

 Анника Хернрут-Рутштайн не сразу стала борцом за права еврейского населения Швеции. Она стала матерью в 21 год, пришла зрелость, а с ней и понимание важности не только традиций, но и самоидентичности. Пришли размышления о том, что она хочет передать своим детям, что они должны сохранить и передать своим детям. Тогда начала она свою борьбу.

- Борьбу за свободу, за право жить таким, какой ты есть, и гордиться этим. Просто, но не само собой разумеющееся в сегодняшней Швеции.

Ритуальный забой скота существует не только в иудаизме.

Во многих странах за право его сохранения евреи и мусульмане, скажем, борются вместе. Мусульмане Швеции, в отличие от шведских евреев, согласились с тем, однако, чтобы скот перед забоем усыпляли. Так что здесь совместной борьбы не вышло. Что касается возможного запрета на обрезание, здесь традициям евреев и мусульман опасность угрожает одинаковая, но совместной политической борьбы за устранение этой опасности тоже не ведется, как это происходит в других странах.

 
{* *}