В Музее им. Пушкина открылась выставка работ художников еврейского происхождения
03.12.2013
«Триединая формула коллекции нашего музея звучит так: это искусство — очень русское, очень еврейское и очень выдающееся!» — так Кантор заключает свою статью в выставочном каталоге.
Если придираться, то можно заметить, например, что выставка могла обойтись без нехарактерного, позднего портрета Льва Бакста или большой картины Ладо Гудиашвили, что Модильяни и Фрейд никакого отношения к России не имели, а у Зинаиды Серебряковой еврейских кровей не было и у Репина тоже (хотя Кантор про Илью Ефимовича сомневается). И вообще, первая часть выставки — это в строгом смысле не авангард, а русская классика, модернизм и парижская школа. Ну а вторая часть — советское мосховское и неофициальное искусство, андеграунд, которое когда-то называли «вторым авангардом», да давно перестали.
Придираться не хочется. Выставка — настоящий праздник, именины сердца, восторги глаза.
«Портрет девушки в черном платье» Амадео Модильяни совершенно прекрасен. Два портрета Люсьена Фрейда тончайшего и сложнейшего колорита, написанных изящнейшими мазками, можно рассматривать с искренним восхищением как угодно долго. «Парижское кафе» Репина очень важно для понимания художника, ровесника, но не ценителя импрессионистов. Ну а ню Серебряковой такая зовущая, что устоять невозможно. Так что принципами коллекционирования не грех поступиться.
В большинстве же экспонатов «Отечество мое — в моей душе…» (слова Марка Шагала) принципы триединства Кантора выдержаны. Три великолепных картины Марка Шагала, в том числе нежнейшее «Видение (Автопортрет с музой)», большая превосходная подборка Хаима Сутина с умопомрачительно пронзительным «Кондитером из Кань», эффектнейшая модернистская «Линейная конструкция в пространстве № 3 с красным» Наума Габо, первоклассная подборка советских нонконформистов и несколько отличных вещей Роберта Фалька — все это очень и русское, и еврейское, и превосходнейшее искусство. Не просто музейного уровня, а украшение любого музея.
И тут надо сказать о, возможно, главной картине выставки. К «Похищению Европы» Валентин Серов написал, считают искусствоведы, шесть эскизов, самый известный — на холсте маслом — висит в Третьяковской галерее. А лучший, большой, темперный долго оставался у наследников, которые хранили его в Третьяковке, надеясь, что государство выкупит картину, шедевр русского модернизма. Но это сделал Вячеслав Кантор.
Самое читаемое
Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
Хроники
Расстрел за порно
Деньги были в обогревателях, под коврами и в трехлитровых банках...
Хроники
Душок нацизма от Шанель
Коко Шанель избежала наказания за связь с немецким преступником...
Общество
Затравленный вундеркинд
На допросе сообщил, что поддерживает революцию в России...