Top.Mail.Ru

В Карелии опубликован труд по истории местной еврейской общины

30.01.2014

В Национальной библиотеке Республики Карелия в Петрозаводске состоялась презентация книги Дмитрия Цвибеля «Возрождение еврейской общины в Карелии».

Идея выпустить исторический очерк, посвященный жизни еврейской общины в Петрозаводске, принадлежала Министерству РК по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и СМИ. Автор книги выразил благодарность заказчику и пожелал всем жителям республики, независимо от их этнической и конфессиональной принадлежности жить в согласии. «В обществе накопилось много предрассудков. Евреев считают, например, жадными, а жителей Кавказа – агрессивными. Я думаю, что если каждый подойдет к зеркалу, посмотрит на отражение и спросит: «А какой я сам?», то многие проблемы разрешатся сами собой», — говорит Дмитрий Цвибель.

Главная задача книги – сохранить память о евреях, которые жили и работали в Петрозаводске. «Дело в том, что время неумолимо. Многие события остаются только в памяти их участников, даже значимые вещи со временем забываются. Одна из главных заповедей еврейского народа звучит так: «Расскажи сыну своему». Память о людях и их делах не должна исчезнуть», — говорит автор книги, председатель местной еврейской общины.

Одним из самых серьезных дел общины, официально существующей с 1991 года, Дмитрий Цвибель считает спасение старого еврейского кладбища в Петрозаводске. Дело в том, что в 1994 году кладбище хотели снести — по советским законам разрешался снос, если в течение 25 лет на  территории памятного места не производились захоронения. Тогдашний мэр Сергей Катанандов пошел навстречу представителям еврейской общины и после переговоров передал общине этот участок в бессрочное пользование. «Нам удалось сохранить тогда единственное материальное свидетельство присутствия евреев в Карелии. Синагога, существовавшая в прежние времена, сгорела», — вспоминает Дмитрий Цвибель.

Открытие в 1996 году новой синагоги сопровождала история из разряда чудесных. Связано это событием с именем немецкого пастора Пауля Целлера, который, к слову, стал инициатором побратимского единения Петрозаводска с Тюбингеном. Оказавшись в Петрозаводске, Пауль пришел на собрание евреев и спросил их, почему в городе нет синагоги. Рассказывает Дмитрий Цвибель:

— Мы объяснили, что у нас нет Свитка Торы. Рукописный пергаментный свиток с текстом Пятикнижия Моисеева стоил очень больших денег, которых в общине не было. И тогда пастор объявил среди своих прихожан сбор средств на Свиток Торы для петрозаводских евреев. Объявление звучало именно так. На собранные деньги мы купили Свиток Торы в Петербурге…  И вот первый Шабат со Свитком Торы. После этого – застолье, как полагается у евреев. Вдруг за столом прозвучало слово «Боровичи» – Залман Самуилович Кауфман рассказывал кому-то о военном времени. Смотрю, Пауль Целлер как-то дернулся: «Кто сказал Боровичи?» Он немного говорил по-русски. Оказалось в итоге, что Пауль Целлер и Залман Кауфман в одно время были в Боровичах: Кауфман в госпитале, а Целлер – в плену, в лагере для военнопленных. И через 50 лет они встретились в Петрозаводске, в синагоге… Более нелепого сочетания невозможно придумать.

Этой истории в книге нет, но есть другие, образующие контекст жизни евреев в Петрозаводске в последние несколько десятков лет. Книга вышла с приложением документального подтверждения рассказов автора. На диске, прилагающемся к изданию, собрано более 200 фотографий из архивов еврейских семей Петрозаводска.
{* *}