Обнаружена рукопись Эйнштейна с альтернативной теорией возникновения Вселенной

25.02.2014

В Еврейском университете в Иерусалиме обнаружена рукопись неизвестной ранее статьи Альберта Эйнштейна, в которой он рассматривает идею, альтернативную общепризнанной сегодня теории Большого взрыва.

Согласно теории Большого взрыва, Вселенная возникла примерно 13,7 миллиарда лет назад, резко начав расширяться из очень плотного и горячего состояния. Эта теория была подтверждена наблюдениями в 1920-х годах, когда американский астроном Эдвин Хаббл измерил расстояние до других галактик и обнаружил, что они удаляются от нас.

Альтернативной теорией стационарной Вселенной в конце 1940-х годов занимался британский астрофизик Фред Хойл. Он предположил, что у процесса расширения Вселенной нет начала, он происходит вечно и сопровождается постоянным самопроизвольным рождением новых частиц. Из этих частиц образуются новые звезды и галактики, и таким образом плотность вещества во Вселенной при расширении не меняется.

Работа, написанная Эйнштейном около 1931 года, показывает, что он обратился к этой идее намного раньше. Рукопись все это время хранилась в архивах Еврейского университета в Иерусалиме, а ее отсканированная версия была выложена в сети в открытом доступе, однако ошибочно считалась черновиком другой работы ученого.

Ошибку обнаружили Кормак О'Раферти из Технологического института Уотерфорда (Ирландия) и его коллеги. Они поместил перевод и анализ рукописи Эйнштейна в электронной библиотеке Корнелльского университета, их статья также принята к публикации в European Physical Journal.

Скопления галактик подтвердили общую теорию относительности Эйнштейна
В теории Хойла уравнения общей теории относительности были модифицированы и допускали возможность спонтанного возникновения материи. Обнаруженная учеными рукопись показывает, что Эйнштейн предполагал возможность существования такого механизма и без изменений своей теории, однако затем, предполагают О'Раферти и его коллеги, нашел ошибку в своих расчетах и отказался от идеи стационарной Вселенной. Впоследствии он о ней нигде не упоминал.