23 сентября в Музее истории религии в Санкт-Петербурге после многолетнего перерыва вновь выставили экспонаты, посвященные истории марранов – испанских евреев, принявших христианство. В обновленной экспозиции представлены горельеф Марка Антокольского «Нападение инквизиции на евреев в Испании во время тайного празднования ими Пасхи» и картина Моисея Маймона «Марраны».
Работы Антокольского и Маймона объединяет общий сюжет – внезапный приход инквизиции на тайный пасхальный седер марранов. Представленные на выставке произведения – это поздние версии работ. Антокольский создал первый эскиз горельефа «Инквизиция» в 1869 году, последний – в 1902-м. Маймон впервые написал картину «Марраны» в 1893 году, повторно – в 1916-м.
Как рассказывал сам Маймон, замысел картины появился у него в студенческие годы, когда он стал свидетелем полицейской проверки и арестов, прервавших пасхальный седер в еврейской семье. Горельеф Антокольского, в свою очередь, стал источником вдохновения для стихотворения Самуила Маршака «На Пасху, встречая свой праздник свободы, Под низкие своды спустились они…», сообщает портал
«Еврейские новости Петербурга».