Весной этого года в СМИ широко разошлась новость от группы ученых, возглавляемой Эраном Элхаиком из университета Шеффилда (Великобритания), которая утверждала, что этнос евреев-ашкеназов и их язык идиш сформировались в Восточной Турция, а не в Германии, как считалось ранее.
Основой работы группы Элхаика является разработанный ими метод, находящий прародину каждого генома в пределах 1000 лет: geographic population structure (GPS). Впервые статья об этом методе был опубликована в 2014 году в журнале Nature Communications. «Генетический GPS» поместил прародину большинства исследованных ашкеназов в восточную Турцию. По мнению Элхаика и израильского лингвиста Пола Векслера, эти генетические результаты корреллируют с непризнанной научным сообществом теорией о хазарском происхождении ашкеназов.
Группа ученых из России, Чехии и Англии — Павел Флегонтов, Алексей Касьян и другие — выступила с резкой критикой метода Элхаика, доказывая, что этот метод лишь приблизительно находит современную этническую группу, на которую наиболее похож исследуемый геном. Но GPS ничего не говорит о местонахождении давних предков, и не применим для испытуемых смешанного происхождения, сообщает пресс-служба Института проблем передачи информации РАН.
Элхаик и его соавторы предложили альтернативную версию истории ашкеназов и их языка: они считают, что идиш произошел из принявшей иудаизм Хазарской империи «славяно-ирано-тюркскими купцами», с X в. н.э. проник в Европу вместе с беженцами из распавшейся Хазарии и был сильно видоизменен под влиянием немецкого языка. Работа Элхаика и соавторов была опубликована в журнале Genome Biology and Evolution и вызвала негативную реакцию как среди генетиков, так и лингвистов. В частности, на днях в том же журнале вышла междисциплинарная статья с критикой используемых в данном исследовании методов и интерпретаций.
«Прародину латиноамериканцев, например, GPS помещает в Атлантический океан, просто усредняя географические координаты родительских народов. Подобным образом и прародина ашкеназов, являющихся смесью ближневосточных евреев и европейских народов, помещается GPS примерно посередине — в Турции (а для некоторых ашкеназов — и в Черном море)» — поясняет биолог Павел Флегонтов (ИППИ РАН, Университет Остравы в Чехии).
Помимо генетиков, в коллектив авторов критической статьи входят также лингвисты и специалисты по истории ашкеназов, показывающие, что нет никаких оснований отказываться от общепризнанного взгляда на историю идиша — в своей основе верхненемецкого диалекта евреев средневековой Германии, позднее широко расселившихся в восточной Европе.
Историко-лингвистическая часть исследования Элхаика с соавторами явно или неявно опирается на два спорных допущения:
1) Aшкеназы — потомки средневековых хазар, которые на славянской территории сформировали ашкеназский этнос после распада Хазарского каганата (VII—X вв. н.э.). Этот сценарий происхождения ашкеназов имел последователей в середине прошлого века, однако сегодня ученые от него отказались по причине отсутствия каких-либо прямых указаний и фактов в пользу такой преемственности. Сегодня круг сторонников хазарской теории практически ограничивается Элхаиком и его соавторами. Неслучайно авторы критикуемой статьи почти не упоминают тюркоязычный Хазарский каганат, употребляя вместо этого изобретенный ими термин «славяно-иранская конфедерация», бессмысленный с исторической точки зрения.
2) Язык ашкеназов, идиш — это исходно славянский язык («пятнадцатый славянский язык»), подвергшийся сильному влиянию немецкого. Эта гипотеза была когда-то высказана и с тех пор активно защищается Полом Векслером — одним из соавторов критикуемой статьи. Однако, несмотря на большое количество публикаций, Векслер так и не смог найти последователей среди лингвистов и историков.
«Векслеровский сценарий происхождения идиша так явно нарушает законы языковых контактов и содержит такое количество ошибок в материале, что воспринимается научным сообществом скорее как проявление эксцентричности, нежели как заявка на научную гипотезу». — утверждает лингвист Алексей Касьян (ИЯ РАН, РАНХиГС). — «По общепринятому мнению, идиш содержит элементы иврита и несомненно славянские лексические и грамматические заимствования, но славянский язык никак не может считаться первоосновой идиша. Напротив, славянские элементы в идише были приобретены в результате недавних контактов между ашкеназами и славянами: поляками, украинцами, белорусами, русскими».
Кроме того, в том же журнале Genome Biology and Evolution почти одновременно вышла и статья немецкого лингвиста Марион Эптрут: «Yiddish Language and Ashkenazic Jews: A Perspective from Culture, Language, and Literature», критикующая работу Элхаика и соавторов.