Израильские ученые обнаружили у вирусов способность к общению

24.01.2017

Израильские ученые обнаружили у вирусов бактериофаг способность к общению. По данным исследования, проведенного в Институте Вейцмана, бактериофаги поражают бактерии двумя способами. В первом случае вирусы размножаются в клетке, пока не приведут к ее гибели от разрыва. Во втором бактериофаги могут инъецировать ДНК в клетку и ожидать внешнего сигнала к пробуждению и размножению.

То, что бактерии выделяют и улавливают химические сигналы друг друга, регулируя таким образом численность своего сообщества, давно известно, отмечает «Эхо Москвы». Израильские исследователи обнаружили вдобавок, что фаг, поражающий Bacillus subtilis – он называется phi3T – производит вещество, которое влияет на поведение таких же фагов. После двух с половиной лет опытов ученые установили, что при повышении арбитриума – короткого вирусного белка, который высвобождается из инфицированных бактерий после их смерти, фаг перестает убивать оставшиеся бактерии и переходит в «спящее состояние» в составе их генома. Выяснив молекулярный «язык» общения вирусов друг с другом, можно научиться отражать вирусные атаки, считают авторы.

Исследование, проведенное группой израильских микробиологов-генетиков под руководством Ротема Сорека из Института Вейцмана в Реховоте, являет собой первое в истории науки описание какой–либо системы коммуникации у вирусов. Результаты опытов были опубликованы в журнале Nature.