Частный музей Бориса Минца может перейти к кредиторам
19.11.2018
В мае 2016 года открылось самое эффектное здание частного музея в стране — Музей русского импрессионизма. Британское архитектурное бюро John McAslan + Partners превратило склад муки и сахара на территории бывшей кондитерской фабрики «Большевик» в цилиндр с параллелепипедом на крыше, обернутый в перфорированный металл.В выставочных залах общей площадью 1 000 кв. м идут выставки и размещена постоянная экспозиция, в которой около 100 работ. Создатель музея — коллекционер, бизнесмен Борис Минц.
Минц собирал коллекцию с 2001 года, зарегистрировал музей в 2013 году. Здание музея обошлось бизнесмену в $16,5 млн. Сейчас он лишился практически всех российских активов и живет с семьей в Лондоне, пишет Mergers.ru со ссылкой на Forbes.
Работы на выставки в Музей русского импрессионизма дают и миллиардер Петр Авен, и галерист из Нью-Йорка Анатолий Беккерман, и представители старой гвардии московских собирателей Валерий Дудаков и Юрий Носов. Вступительную статью к каталогу выставки подготовил авторитетный специалист по русскому авангарду Андрей Сарабьянов.
«Как бы я ни оценивал собрание музея, я с большим вниманием и надеждой слежу за его развитием и, конечно, даю работы на выставки, — сказал Forbes галерист Ильдар Галеев. — После краха арт-рынка в 2014 году осталось ничтожно мало выставочных площадок, проектов и публикаций. Выставки в Музее русского импрессионизма жизненно необходимы для существования рынка русского искусства».
«Музей русского импрессионизма — это не просто интересное собрание, это хорошо работающее учреждение культуры, — говорит Наталия Чечель, заместитель директора департамента музеев Министерства культуры РФ. — Будет очень жаль его потерять». Пессимизм галеристов и сотрудников Минкульта можно понять.
«Мне не нужно создавать эндаумент, который мог бы зарабатывать деньги для финансирования музея. У меня семейный бизнес, он оформлен соответствующим образом, дети участвуют в управляющем комитете, все статьи расходов расписаны. Так что существование музея понятно не только на ближайшие 10 лет, но и, надеюсь, на столетие», — говорил в мае 2016 года Борис Минц, его состояние оценивалось тогда в $1,2 млрд.
Прошло чуть больше года, и стало ясно, что основной владелец ФГ «Будущее» и девелоперской компании О1 Properties мог ошибаться.
В августе 2017 года аналитик «Альфа-Капитала» Сергей Гаврилов предупредил клиентов о проблемах так называемого банковского кольца (ФК «Открытие», Бинбанк, Промсвязьбанк и Московский кредитный банк). И вскоре три из четырех банков (кроме МКБ) на самом деле столкнулись с серьезными проблемами и были переданы на санацию Фонду консолидации банковского сектора.
Бизнес Минца был связан с этими банками (финансирование и перекрестное участие в капиталах), и после их краха бизнесмен вылетел из списка Forbes и был вынужден покинуть Россию — в мае 2018-го вместе с семьей бывший миллиардер уехал в Лондон. Музейное дело в России нуждается в финансировании.
«Без поддержки негосударственных организаций и частных лиц ни государственные, ни частные музеи не могут выживать в принципе», — говорит председатель правления фонда «Эрмитаж XXI век» Зорина Мыскова.
Основу коллекции Минца составили ранее малоизвестные работы маститых авторов: Константина Коровина, Валентина Серова, Станислава Жуковского, Игоря Грабаря, Константина Юона, Петра Кончаловского. Почти все они, в том числе и самая дорогая работа, «Венеция» Бориса Кустодиева ($1,22 млн. на торгах 2013 года), куплены на аукционе MacDougall’s.
Как рассказывают источники из близкого круга коллекционера, он не отличался большой щедростью, предпочитая платить по минимуму за художников второго ряда или малозначимые произведения известных авторов.
Стоимость всей коллекции сам Минц оценивал в $25–27 млн., на содержание музея, по его словам, уходит $1,5 млн. в год. «Музей никогда не будет окупаться», — признавал бизнесмен, добавляя, что возврат 20–25% вложенных в музей средств «будет счастьем».
При попытке экспертов оценить текущую стоимость коллекции Минца, никто из них не назвал сумму больше $5 млн.
Летом 2018 года стало известно, что ФГ «Будущее» и О1 Properties, владеющая «Большевиком», где находится музей Минца, перейдут под контроль кипрской Riverstretch Trading & Investments в счет уплаты долгов. В начале сентября O1 Properties сообщила о завершении передачи активов.
В О1 Properties считают, что «сам музей уже стал неотъемлемой частью культурно-делового комплекса, и планов по изменению этой концепции нет». Источник, близкий к руководству Riverstretch Trading, сообщил, что музей функционирует и функционировал в том же режиме, что и сейчас, и все обсуждаемые сделки к музею отношения не имеют.
Коллекция музея сейчас принадлежит Борису Минцу. И пока в работе Музея русского импрессионизма ничего не изменилось, говорят его сотрудники. Г-н Минц ограничился репликой по поводу того, что музей работает по-прежнему, финансирование есть, а выставки открываются по плану.
Может ли коллекция музея отойти кредиторам за долги? У Минца и его структур идет несколько судебных процессов в России. И если Борис Минц давал поручительство или личную гарантию по каким-либо долгам своих компаний, на принадлежащее ему имущество может быть обращено взыскание, говорит партнер адвокатского бюро TA Legal Consulting Иван Тертычный.
Еще один вариант развития событий. Если компании Минца будут признаны банкротами, сам он как контролирующее лицо может быть привлечен к субсидиарной ответственности по их долгам. Но быстро взыскать их не получится. «Это минимум несколько лет, в зависимости от того, в каких юрисдикциях они зарегистрированы», — поясняет юрист. Есть и третий вариант.
В августе 2018-го Следственный комитет РФ начал доследственную проверку холдинговой компании Минца O1 Group, и, если в отношении Минца будет возбуждено уголовное дело, например, по факту мошеннических действий, он может лишиться коллекции.
Фигурант мог присваивать себе деньги, полученные в виде кредитов от банков, и покупать на них недвижимость, предметы искусства и прочее, рассуждает Тертычный. Прецедентов, когда коллекция частного музея изымалась за долги владельца, в России не было, напоминает Зорина Мыскова.
Коллекцию нельзя было вывозить за рубеж, так как после проведенной экспертизы она приобрела статус фактически национального достояния. За три дня до торгов в аукционный дом «Гелос» пришло письмо из Минкульта о том, что «Черный квадрат» «поставлен на учет», а согласно закону «при продаже памятников государство имеет преимущественное право покупки».
«Черный квадрат» сняли с торгов, несколько дней спустя комитет кредиторов Инкомбанка принял решение продать работу за $1 млн. государству (рекорд продаж Малевича в тот момент — $17 млн). Картину передали в Эрмитаж, средства на покупку выделил глава «Интерроса» и попечитель Эрмитажа Владимир Потанин.
Коллекции, входящие в государственный музейный фонд, не могут отчуждаться за долги, быть проданными, а также быть вывезенными за рубеж на постоянной основе. Но владельцев частных собраний государственная защита не привлекает.
Сейчас предметы из коллекций частных музеев, признанные национальной культурной ценностью, такие как, например, «Коронационное» яйцо Фаберже или полотно «Венеция» Бориса Кустодиева, не могут быть проданы без участия государства, но могут быть вывезены из России при условии, что ввоз в страну был оформлен как временный.
Возможно, что так оформлено собрание Бориса Минца, по большей части приобретенное на лондонском аукционе MacDougall’s. И тогда коллекция русского импрессионизма может в любой момент вернуться в свой порт приписки.
В октябре из постоянной экспозиции музея исчезли самые ценные полотна, включая «Венецию» Кустодиева и «Каток «Динамо» Кончаловского, осталось только 45 картин и две бронзы.
Самое читаемое
Общество
Еврейский волкодав
Сумерки приносили Одессе налёты, убийства и ограбления...
Хроники
Расстрел за порно
Деньги были в обогревателях, под коврами и в трехлитровых банках...
Хроники
Душок нацизма от Шанель
Коко Шанель избежала наказания за связь с немецким преступником...
Общество
Затравленный вундеркинд
На допросе сообщил, что поддерживает революцию в России...
