Генетики раскрыли необычную связь между иудеями и цитрусами

21.12.2018

Сравнение ДНК «домашних» и диких цитрусов показало, что первые сладкие сорта этих растений появились в Европе благодаря диаспоре евреев и иудейским религиозным традициям. К такому выводу пришли ученые, опубликовавшие статью в журнале Current Biology, пишет РИА «Новости».
«Считается, что цитроны были одомашнены на острове Корсика или в других уголках Средиземноморья. Мы выяснили, что культурные цитрусы приобрели нужные мутации еще в Китае, а их носители распространились по садам Европы благодаря "пальцам Будды", плодам дикого цитрона, и еврейскому празднику Суккот», — рассказывает Евгенио Бутелли (Eugenio Butelli) из Центра Джона Иннеса в Норвике (Великобритания).
Традиционно, родиной современных культурных сортов цитрусовых растений, в том числе апельсинов, лимонов и мандаринов, считается Китай, где их начали культивировать более двух тысяч лет назад. Их предположительные прародители, горькие апельсины и дикие цитроны, произрастают в другой части Евразии – в Индии и в некоторых уголках Гималаев.
Как сегодня считают историки, западные цивилизации познакомились с этими плодами восточных селекционеров только на излете античности, во времена походов Александра Македонского в Персию. В отличие от Китая, где цитрусовые деревья и их плоды ценили за аромат и лечебные свойства, жители Средиземноморья начали употреблять их в пищу, сделав их основой своего рациона.
Все «средиземноморские» сорта цитрусов, в свою очередь, отличаются от их диких восточных сородичей тем, что их мякоть почти не содержит в себе кислоты и обычно обладает сладким вкусом. Историки и генетики давно хотят узнать, как и где это произошло, и где реально находится родина современных цитрусов.
Для ответа на этот вопрос Бутелли и его коллеги расшифровали ДНК нескольких десятков сортов лимонов, лайма, апельсинов и прочих культурных цитрусов и сравнили их с геномом их предположительного прародителя, дикого цитрона (Citrus medica). Генетиков интересовали мутации в генах из семейства Ruby, отвечающих за производство двух типов молекул – антоцианинов и проантоцианидинов. Они представляют собой растительные пигменты, придающие листьям цитрусов темный фиолетово-зеленый отлив и окрашивающие косточки диких растений в фиолетовый или коричневый цвет.
По ранее неизвестным причинам, их отсутствие не только лишало цитрусы окраски, но и делало их плоды сладкими. Британские ученые выяснили, что это было связано с наличием мутаций в еще одном участке ДНК, получившем название Noemi. Он отвечает за включение Ruby и некоторых других цепочек генов, ответственных за сборку лимонной кислоты и других едких молекул, присутствующих в клетках плодов цитрусов. Сравнивая структуру этого гена у разных культурных сортов цитронов и лимонов, ученые открыли крайне неожиданный источник первых мутантных версий этого гена.
Он появился в Европе благодаря так называемым «пальцам Будды» – одной из полудиких разновидностей цитрона, которую евреи традиционно использовали в качестве символа праведников во время суккота, осеннего праздника урожая. Этот сорт, в свою очередь, проник в Израиль из Йемена примерно в VI веке до нашей эры. После того, как Иудея и Израиль были завоеваны римскими легионами, эти плоды и деревья распространились по всему Средиземноморью. Там они скрестились с другими разновидностями цитрона, которые римляне выращивали в декоративных и других целях.