Top.Mail.Ru

Вуди Аллен снял очередной фильм

21.05.2001

Вуди Аллен снимает по одному, а то и по два фильма в год. Так продолжается уже 30 лет. Понять бывших поклонников режиссера и актера, которые бросили следить за его творчеством, можно легко: самоповторы превратились у Аллена из фирменного знака в знак исчерпанности. Аллену исполнилось 65 — не каждый талант проходит этот возрастной рубеж в добром художественном здравии, пишет сетевое издание Afisha.ru.

Последний его фильм, "Мелкие мошенники", свободен от психоанализа, экзистенциализма и прочих неврозов, так любимых Алленом. В "Мошенниках" нет ничего, что подошло бы под определение "интеллектуальный". Возможно, Аллен потерял рассудок, зато обрел второе дыхание. "Мошенники" — действительно смешная комедия, после которой остается легкое чувство голода. Eдинственная претензия к фильму, что он идет всего полтора, а не три часа. Аллен играет не писателя, как обычно, а воришку, который решил ограбить банк с помощью жены и пары собутыльников. Их приключение составляет сюжет фильма.

В начале кинокарьеры Аллен уже делал комедии, не обремененные интеллектуальным или психологическим подтекстом. Тогда он пользовался приемами из клоунады и пантомимы: изображал сперматозоид, затянувшись в белое трико, или приклеивал бороду Фиделя Кастро и устраивал революции в декорациях из разноцветной фанеры.

На этот раз он усложнил задачу: сохраняя реалистическую картинку и стиль повествования, сделать кинокарикатуру, выполненную как будто разноцветными карандашами. Вместо голливудских знаменитостей, которых последнее время снимал Аллен, в "Мошенников" он пригласил реальных эстрадных комиков с Манхэттена, а Хью Гранта, единственную кинозвезду в фильме, Аллен использовал как ходячую мультипликацию. Вс работает на образ и настроение города, где любая квартира — интерьер, любое изображение — набросок, слова — фишки для игры в каламбуры, а жизнь — повод оттачивать иронию. В "Мелких мошенниках" Аллен проявил себя как цербер и держатель традиций нью-йоркского искусства. Это традиции бродвейской разговорной комедии, артистов-импровизаторов школы stand-up, уличной карикатуры в стиле Ала Хиршфельда и журнала New Yorker, в котором некогда начал свою карьеру сам Аллен в качестве карикатуриста и автора юмористических рассказов.

Показательно, что Америка, которая хронически не любит покупать билеты на алленовскую продукцию ("Энни Холл" даже попала в Книгу рекордов Гиннесса как самый неприбыльный фильм, удостоенный премии "Оскар"), на этот раз потянулась в кассы: "Мелкие мошенники" поставили еще один алленовский рекорд, став его самым коммерчески успешным фильмом в американском прокате. В самом легковесном своем произведении Аллен оказался как никогда близок к тому, к чему всегда стремился, — схватить дух и настроение острова артистичных насмешников. Прежде он пытался объяснить феномен Манхэттена — теперь создал фильм, который такая же естественная часть Манхэттена, как Таймс-сквер.

{* *}