Top.Mail.Ru

Норштейн и Акунин попросили об освобождении Юрия Дмитриева

06.05.2020

Российские деятели культуры, политики, правозащитники подписали открытое письмо председателю Верховного суда Карелии Анатолию Наквасу с просьбой отпустить из СИЗО историка Юрия Дмитриева до решения суда по его делу. Среди поддержавших обращение – журналист Владимир Познер, писатели Людмила Улицкая, Виктор Шендерович и Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), председатель политкомитета партии «Яблоко» Григорий Явлинский, политолог Екатерина Шульман, актер Вениамин Смехов, режиссер Иосиф Райхельгауз, мультипликатор Юрий Норштейн. Текст письма опубликовала «Новая газета».

Свою просьбу отпустить Дмитриева из СИЗО-1 Петрозаводска авторы письма объяснили тем, что там выявили 2 случая заражения коронавирусом и заражение может привести к крайне тяжелым последствиям для пожилого историка со слабым здоровьем.

Дмитриева задержали 27 июня 2018 года в карельском городе Олонец. Его обвиняют в сексуальном насилии над несовершеннолетней в отношении своей приемной дочери (п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ). Дмитриева уже задерживали в 2016 году по обвинению в незаконном изготовлении и обороте порнографии, развратных действиях в отношении своей несовершеннолетней приемной дочери, а также незаконном хранении оружия. Он провел в СИЗО более года, после чего его отпустили под подписку о невыезде в январе 2018 года. В апреле того же года Петрозаводский городской суд признал Дмитриева виновным в хранении оружия, но снял обвинения по 2 другим пунктам. Историка приговорили к 2 с половиной годам ограничения свободы. В июне Верховный суд Карелии отменил оправдательный приговор лидеру карельского «Мемориала» и направил дело на новое рассмотрение. Свою вину Дмитриев не признает.

Юрий Дмитриев является руководителем республиканского отделения правозащитной организации «Мемориал». Он стал известен как составитель и издатель Книг памяти жертв политических репрессий 1930–1940-х годов в Карелии, под его руководством в республике нашли места захоронения жертв репрессий в Красном Бору и Сандармохе. Соратники историка убеждены, что истинный мотив преследования Дмитриева – его многолетняя работа по поиску мест массовых расстрелов времен Большого террора на северо-западе России, отмечает «Новая газета».

{* *}