Top.Mail.Ru

Кто сменит Арафата?

01.06.2001

Кончина одного из патриархов палестинской автономии Фейсала Хуссейни только укрепляет ощущение, что старая гвардия палестинских лидеров постепенно сходит со сцены и дает новый толчок разговорам о возможном преемнике нынешнего руководителя автономии Ясира Арафата, считает обозреватель Би-би-си Роджер Харди. В течение своей длительной карьеры Арафат избегал говорить о преемниках и, подобно многим другим арабским лидерам, весьма осторожно относился к своим приближенным. Даже самые верные его соратники всегда держались на расстоянии вытянутой руки. Однако Арафат уже разменял седьмой десяток и спекуляции о том, кто сменит его, уже неизбежны.

Список кандидатов распадается на две основные части — старая гвардия Организации освобождения Палестины, работавшая с Арафатом в изгнании в Тунисе, Иордании и Ливане, и более молодые руководители с палестинских территорий, появившиеся в руководстве автономии недавно.

Первые пользуются большим доверием Арафата, однако имеют репутацию чужаков у рядовых палестинцев Западного берега и в секторе Газа. Кличка "тунисцы" за ними закрепилась. К тому же именно с ними общественное мнение связывает сообщение о коррупции, царящей в руководстве автономии.

Среди этих людей можно выделить Ахмеда Куреи (он же — Абу Ала) — спикера палестинской ассамблеи и одного из организаторов секретных переговоров с израильянами, предшествовавших мирному договору в Осло, Махмуда Аббаса (Абу Мазена) — еще одного умеренного политика, Набиля Шаата — бывшего бизнесмена, ныне министра автономии по экономическому развитию, и Ясира Абед Раббо — министра информации.

Во второй группе — более молодые политики, получившие первый опыт политической борьбы во время "интифады", начавшейся в конце 80-х годов. Среди наиболее известных можно назвать Мохаммеда Дахлана, руководителя службы безопасности в Газе, и Джибриля Раджуба, его коллеги на Западном Берегу. Оба наделены значительной властью и отвечают за значительную часть службы безопасности самого Арафата. У обоих — значительный опыт переговоров с израильтянами и репутация прагматиков.

Еще один местный лидер — Маруан Баргути, в течение последних месяцев часто появлявшийся на телеэкранах с обличительными заявлениями в адрес израильтян. Именно он "озвучивает" гнев и отчаяние простых палестинцев. Впрочем, обозреватели не считают его серьезной заменой Арафату. Еще две фигуры — представительница автономии Ханан Ашрауи и ветеран с левыми взглядами Хайдар Абдель-Шафи пользуются уважением, но не имеют достаточно влияния.

Большинство аналитиков сходятся в том, что на смену Арафату, если тот вдруг внезапно исчезнет с политической сцены, скорее всего, придет Махмуд Аббас или Ахмед Куреи.

И тот, и другой — весьма зрелые люди и, из-за их "тунисской" родословной, вряд ли будут пользоваться большой популярностью у простых граждан. Тем не менее, их появление на вершине власти будет сигнализировать преемственность палестинской политики — израильтянам и американцам работать с ними будет привычно.

Тем не менее, общая ситуация на Ближнем Востоке достаточно непредсказуема и поэтому исключить появления на палестинском политическом горизонте других фигур, а также ожесточенной борьбы за власть нельзя.

{* *}