Top.Mail.Ru

Смерть Фейсала Хусейни — палестинского принца

01.06.2001

"Умер палестинский принц", — с таким заголовком в пятницу вышли не только палестинские, но и израильские газеты, сообщает корреспондентт радиостанции "Свобода" в Тель-Авиве Виктория Мунблит. На Ближнем Востоке эта формулировка ни у кого не вызвала удивления. Если правителем, лидером, вождем палестинского народа здесь признавали Арафата, то наследным принцем Иерусалима и символом того же палестинского народа оставался Фейсал Хусейни. Он родился в 1940-м году в Багдаде, отпрыск самого прославленного палестинского рода. Его дядя — Хадж-Амин Аль-Хусейни — на протяжении долгих лет был муфтием Иерусалима и на протяжении всей жизни — яростным врагом государства Израиль. Был известен своими личными контактами с Гитлером. Всячески способствовал возможному вторжению немцев на Ближний Восток, полагая, что именно нацисты пожелают создать здесь палестинское государство. Отец Фейсала Абд Аль-Кадар Хусейни пал в битве с израильтянами за Храмовую Гору. Вокруг его личности — героя палестинского народа — слагалось множество легенд.

Сам Фейсал Хусейни стал самым тонким, самым изощренным политиком, какой был у палестинцев в столь трудной для них второй половине ХХ столетия. Он поселился в Иерусалиме еще в 60-е годы, тогда же получив израильский паспорт. Хорошо образованный, обладающий изысканными, несколько барственными манерами, прекрасно знающий иврит, он начал переговоры с израильтянами о создании палестинского анклава более 30 лет назад. В те времена, когда остальные палестинские лидеры могли говорить лишь об "уничтожении Израиля", Фейсал Хусейни первым предложил тогда еще и неприемлемую для израильтян формулу: "Два государства для двух народов". Именно он стал с палестинской стороны инициатором проведения Мадридской конференции, когда израильтяне и палестинцы впервые оказались за столом переговоров. Его знание израильского менталитета и личное обаяние заставили многих израильтян впервые задуматься если не о разделе Иерусалима, то во всяком случае о возможности территориального компромисса. Созданный им в Восточном Иерусалиме "Ориент-хаус" посещали даже те западные лидеры, которые никогда не поехали бы в Рамаллу к Ясиру Арафату. При этом Фейсала Хусейни никак нельзя было назвать другом Израиля. Просто он никогда не пытался добиться цели, а именно — раздела Иерусалима, путем насилия и террора.

Десятки тысяч палестинцев провожали в пятницу в последний путь Фейсала Хусейни. Наследный принц похоронен рядом со своим отцом, на Храмовой Горе, за которую многие десятилетия бился клан Хусейни.

{* *}