Top.Mail.Ru

Марина Абрамович создаст «стену плача» в Бабьем Яру

30.07.2021

Сербская художница Марина Абрамович, одна из самых известных художников-концептуалистов в мире, начала работу над возведением «Хрустальной стены плача» – мемориального объекта в Бабьем Яру. Открыть инсталляцию планируется 6 октября, к 80-й годовщине трагедии Бабьего Яра. Она станет частью первой очереди мемориала.

«Хрустальную стену плача» планируется сделать длиной 40 метров, а высотой – 3 метра. Главные материалы, использованные в инсталляции – украинский уголь антрацит и кварц из Бразилии, – символизируют энергию. Кристаллы кварца будут сгруппированы по три и расположены на разной высоте: на уровне головы, сердца и живота человека. Одновременно возле объекта смогут находиться до 40 человек, сообщили в фонде «Бабий Яр».

«Я работаю с кристаллами очень давно. Всегда считала, что кристаллы способны собирать весь свет энергетической памяти земли. Если настроиться на энергию кристалла, вы почувствуете, как память способна отмотать себя обратно. Идея в том, что вы должны столкнуться с этими кристаллами. Вы просто должны быть достаточно сильными, чтобы по-настоящему почувствовать эту энергию и саму стену. Это не только стена плача над тем, что произошло, но и стена прощения, потому что нам нужно научиться прощать. Прощение – это освобождение от прошлого и новый взгляд на будущее», – приводит пресс-служба фонда слова художницы.

В своих работах Марина Абрамович исследует возможности человеческого тела и ума, а также отношения между художником и публикой. Абрамович получила премию «Золотой лев» Венецианского биеннале за перформанс «Балканское барокко» в память о жертвах войны в Югославии. Среди её самых известных работ – перформанс 1974 года «Ритм 0», в ходе которого она позволила собравшейся публике совершать любые действия с собой, используя несколько десятков предметов. За 6 часов перформанса одежду художницы порезали бритвой, затем – порезали ее кожу, втыкали в нее шипы, сексуально домогались, заставляли целиться в себя из заряженного пистолета. Как рассказывала Абрамович позже, опыт этого перформанса показал ей, что если оставлять решение за толпой, можно погибнуть.

{* *}