Хабенский и Кехман будут «рулить» театрами

27.10.2021

Во главе двух московских театров встанут новые руководители. Худруком в МХТ им. Чехова Минкультуры России назначило актера и режиссера Константина Хабенского, а гендиректором МХАТ им. Горького – худрука Михайловского театра Владимира Кехмана.

На посту художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова Хабенский заменит Сергея Женовача, который уходит «по собственному желанию». В Минкульте отметили, что Хабенскому предстоит «продолжить богатые традиции МХТ им. А. П. Чехова и предложить зрителю новые творческие проекты». «Уверены, Константин Юрьевич обладает необходимыми качествами и авторитетом, чтобы объединить вокруг себя труппу и вывести театр на новый уровень. Он много лет трудится в МХТ им. А. П. Чехова, хорошо знаком коллективу и знает ситуацию в учреждении изнутри. Благодаря этому сможет быстро включиться в работу в новой должности», – заявили в пресс-службе ведомства.

В профессиональных качествах Кехмана Минкульт тоже не сомневается. В сообщении пресс-службы указано, что «благодаря накопленному опыту Владимир Абрамович сможет поддержать коллектив МХАТ им. М. Горького в кризисной ситуации, а также поступательно решить задачи по приведению в порядок самого театра, нуждающегося в ремонте». Впрочем, по данным РБК, в театре о новом гендиректоре пока никто не знает. «Наш учредитель еще нам не прислал никаких официальных и даже неофициальных сообщений. Мы не в курсе об этих назначениях», – объяснили в пресс-службе МХАТ им. М. Горького.

Несмотря на то, что об уходе Женовача поговаривали давно, новость о назначении Хабенского и Кехмана была неоднозначно воспринята театральным и культурным сообществом. Театралы не раз отмечали, что Женовач не может в полной мере быть наследником Табакова, поскольку, будучи отличным режиссером, он не в состоянии объять все происходящее в театре и продолжить дело предыдущего худрука.

Стоит отметить, что политика Женовача, предусматривающая глобальное обновление, в том числе актерского состава в спектаклях, привела к тому, что многие «табаковские» актеры покинули театр. Так, вдова Олега Табакова Марина Зудина в одном из интервью рассказала, что фактически перестала играть в МХТ им. Чехова именно из-за того, что ей не дали роли в спектакле «Белая гвардия».

Что касается Кехмана, то его назначение вызвало недоумение в театральном сообществе из-за биографии нового директора, который ранее проходил обвиняемым по делу о мошенничестве в особо крупных размерах. Следственный департамент МВД России инкриминировал ему хищение более 20 млрд рублей кредитов, полученных у целого ряда банков.

Однако в конце 2017 года действия театрального деятеля были переквалифицированы на менее тяжкое преступление – незаконное получение кредитов. Это позволило следствию прекратить уголовное преследование Владимира Кехмана за истечением срока давности. Тем не менее в 2018 году Высокий суд Лондона признал его виновным в мошенничестве, посчитав, что Владимир Кехман вводил в заблуждение «Банк Москвы» при получении кредитов, обманывая и фальсифицируя документы.

Отметим, что Владимир Кехман – «банановый король» 2000-х. В 1994 году он основал компанию JFC, которая в течение 12 лет занимала лидирующее положение по поставкам бананов на российский рынок. За несколько лет до этого Кехман начал торговать, как принято считать, сахаром – этот бизнес он не оставлял, даже когда занялся бананами.

Впрочем, это кресло руководителя театра – не первое в жизни Кехмана. В 2007 году он занял пост гендиректора Михайловского театра, а спустя 8 лет стал директором в «оскандалившемся» Новосибирском театре оперы и балета. Дело в том, что 2015 году на его сцене была поставлена опера Рихарда Вагнера «Тангейзер», в которой, по мнению представителей Новосибирской митрополии Русской православной церкви, «не по назначению использовалась церковная символика». Митрополит Новосибирский и Бердский Тихон был так шокирован происходящим на сцене, что обратился в прокуратуру с требованием соблюдения законодательства о правах верующих.

Начались бесконечные проверки спектакля, всех причастных к постановке и самого театра – прокуратура даже возбудила административные дела за «осквернение предметов религиозного почитания» в отношении режиссера «Тангейзера» Тимофея Кулябина и директора театра Бориса Мездрича, допустившего оперу к показу. Впрочем, суд прекратил административные дела в связи с отсутствием состава правонарушения, но Мездрич все-таки с поста директора был уволен. Тут-то и состоялось явление Кехмана народу – он встал у руля театра и спас чувства верующих, убрав оперу «Тангейзер» из репертуара театра.