Top.Mail.Ru

Выставку documenta раскритиковали за антисемитизм

23.06.2022

На выставке documenta fifteen, открывшейся 18 июня в Касселе, Германия, разгорелся скандал. Главная причина – огромное полотно People's Justice, созданное индонезийскими художниками из коллектива Taring Padi, из-за которого одной из главных мировых выставок современного искусства уже дали «почетное» звание – «выставка современного позора».

На полотне People's Justice, которое было размещено прямо перед выставочным залом documenta, нашлось место и солдату-свинье со звездой Давида в шлеме с надписью «Моссад», и, что повергло в шок и журналистов, и евреев Германии, и даже любителей современного искусства, карикатурному изображению еврея с пейсами, клыками, налитыми кровью глазами и аббревиатурой СС на шляпе, надетой поверх кипы.

Участники Taring Padi, конечно, сразу объяснили, что рисунки на полотне – вовсе не то, чем кажутся. По их словам, изображение не имеет никакого отношения к антисемитизму – напротив, это своего рода манифест против той культуры, с которой художники постоянно сталкиваются лично. 87% населения Индонезии – мусульмане, и главный смысл арт-объекта, по словам художников, «подвергнуть сомнению стереотипы о евреях и Израиле». Тем не менее, 22 июня организаторы заявили, что «ввиду обвинений в антисемитизме со стороны дипломатов и законодателей» баннер будет снят. Taring Padi назвали полотно, которое в тот момент было завешено черной тканью, «мемориалом памяти невозможности диалога», но глава еврейской организации WerteInitiative парировал: «В основе этой дикости лежит не отсутствие диалога, а антисемитизм».

«Антисемитский душок» вызвал резко негативную реакцию на всех уровнях – так, комментируя скандальное полотно, пресс-секретарь Посольства Израиля в Берлине Шира Бен Цион заявила, что рисунки напоминают «пропаганду Йозефа Геббельса и его головорезов», а мэр Касселя подчеркнул, что «репутации documenta был нанесен огромный ущерб». «Я зол, разочарован и обижен. Мне, как мэру, и всем жителям города стыдно за такие проявления антисемитизма», – цитирует мэра Касселя Кристиана Гезеля Hessenschau.

Президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и вовсе раскритиковал организаторов выставки за отсутствие израильских художников. «Искусству позволено быть оскорбительным, но сомнение в праве Израиля на существование находится за гранью дозволенного», – отметил он. «Бросается в глаза, что на крупнейшей выставке современного искусства не представлен ни один художник из Израиля», – заявил президент, отметив, что представители глобального южного региона все чаще отказываются принимать участие в любых мероприятиях, в которых задействованы израильтяне.

Споры вызвала еще одна работа, представленная на выставке – вдохновленная полотном Пикассо картина «Герника Газа» палестинского художника Мохаммеда аль Наваджри, который провел параллель между действиями израильских войск в секторе Газа и уничтожением города Герника в Испании в 1937 году.

Разговоры относительно сомнительности всей концепции выставки ходили задолго до ее открытия – а все потому, что курирование documenta было поручено индонезийской группе Ruangrupa, поддерживающей движение BDS (Boycott, Divestment and Sanctions), которое призывает к экономическому и политическому давлению на Израиль.

{* *}